Четверг, 25.04.2024, 22.15
Приветствую Вас Путник | RSS

ОРДЕН


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: степняк  
Форум » Скифы » Скифы прошлого » По скифам из истории
По скифам из истории
ZmiyДата: Среда, 14.01.2009, 06.42 | Сообщение # 1
Частый гость
Группа: Проверенные
Сообщений: 108
Статус: Offline
Скифы — общее наименование в большинстве своём кочевых племен и народов Евразии (от Карпат до Алтая), состоявших из разных ностратических (преимущественно индоевропейских) этноязыковых групп. Преобладает мнение, что скифы использовали языки североиранской языковой группы индоевропейской семьи. Страна, где обитали скифы, веками называлась Скифия, затем меняла название, но русские летописи считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифи. По сведениям позднеантичных римских авторов (Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий), скифы достигли господства в Европе и Азии (ранее граница по Танаису-Дону) за 2800 лет до основания Рима, то есть около 3553 г. до н. э. (времен развития от Днестра до Днепра трипольских протогородов). Более популярна версия происхождения скифов по Геродоту, который относил появление основных родоначальников народов Скифии примерно к 1512 г. до н. э. (за «тысячу» лет до войны с Дарием 1). Существует версия, по которой библейский Аскеназ ассоциируется со скифами. Во многих научных работах и популярной литературе нередко доминирует версия «поздних скифов» — времени очередного возвращения их дружин из Юго-Восточной Азии около 722 г. до н. э. Пока преимуществ друг перед другом у различных версий происхождения ранних скифов нет. Сами себя скифы называли сколотами, а персы называли их саками. Мария Гимбутас и ученые ее круга относят появление пращуров скифов (культур одомашнивания лошадей) к 5 — 4 тыс. до н. э. По другим версиям этих пращуров связывают с иными культурами. Они предстают и потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н. э. с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло тысячи лет назад из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья (включая территорию Украины). Идеи Марии Гимбутас Википедия рассматривает в Курганной гипотезе, исходя из которой возможно углубление истоков происхождения скифов. Сколоты — самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков Геродот применил его в следующем контексте: По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами. По полномасштабной истории Скифии (Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий, Диодор Сицилийский, Мария Гимбутас и др.) начальные вехи прошлого скифов следующие:(период потопа) — священные горы Скифии (Рипы-Рифы, откуда текут Ра (река) и другие великие реки)первыми освободились от воды, что позволило скифам обогнать в развитии даже египтян (Помпей Трог, Юстин);(реальный период) — сначала пращуры скифов жили в очень незначительном количестве у реки Аракса (наряду с реальным Араксом версии указывают Рангху-Волгу, Яксарт-Сыр-Дарью и т. д.). И были презираемы за свое бесславие; но еще в древности под управлением одного воинственного и отличавшегося стратегическими способностями царя они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях прибрежья Океана и Меотийского озера (Азовского моря) и прочие области до реки Танаиса (Диодор Сицилийский; версия соответствует современным этногенетическим представлениям о передвижениях общин «хомо сапиенс сапиенс» с юга на север; путь вдоль Каспия был одним из самых оживленных уже 10 — 15 тыс. лет назад);(эпический период) — по скифским преданиям (версия Диодора Сицилийского), появилась у них рожденная землей дева (Ехидна в мифе о происхождении скифов от Геракла), у которой верхняя часть тела до пояса была женская, а нижняя—змеиная. Зевс, совокупившись с ней (по другому мифу, с русалкой — дочерью Борисфена-Днепра), произвел сына по имени Скиф (Таргитай у Геродота), который, превзойдя славой всех своих предшественников, назвал народ по своему имени скифами (у Геродота самоназвание скифов — сколоты). 3553 г. до н. э. — скифы за 2800 лет до основания Рима достигают господства в Европе и Азии (римские историки, частью данные археологии); 2053 г. до н. э. — эпический ассирийский царь Нин (Панин, Паний) прекращает господство скифов в Азии (ВДИ. 1947—1949; указ. 1950 г. к своду В. В. Латышева); около 2050 г. до н. э. — молодые скифские цари Плин и Сколопит выводят дружины и родичей в Южное Причерноморье, ведут войны с окрестными народами (римские историки); около 1900 г. до н. э. — Скифией правят цари Сагил и Панасагор, на юге от дружин Плина и Сколопита остались преимущественно женщины, которые начали движение амазонок; около 1850 г. до н. э. — поход фараона Сесостриса (Сенусерта) на Фракию, Скифию и Кавказ (подробно описан Геродотом); около 1500 г. до н. э. (эпос) — во главе царства амазонок две сестры, Антиопа и Оритийя. Геркулес (Геракл — по мифам греков, родоначальник и скифов) приплыл к амазонкам по морю и захватил их врасплох безоружными и неподготовленными вследствие царившей в мирное время беззаботности. Две сестры Антиопы были удержаны — Меланиппа (Смалянка-Смуглянка) Геркулесом и Гипполита (Всадница) Тесеем. Тесей вступил в брак с Гипполитой, а Геракл возвратил Меланиппу сестре и получил оружие царицы в виде выкупа. Оритийи стала женой Борея (бога северного ветра на горах Рипах), позже царством владела Пентесилея, «знаменитые подвиги которой среди героев Троянской войны мы знаем из истории…» (ВДИ 1949 № 4. С 267—268);1233 г. — «в 480 году до основания города (Рима) царь египетский Весоз, или желая смешать войной юг и север, разделенные почти целым небом и морем пояса, или присоединить их к своему царству, ПЕРВЫМ ОБЪЯВИЛ ВОЙНУ СКИФАМ, отправив наперед послов объявить врагам условия подчинения. На это скифы отвечают, что глупо богатейший царь предпринял войну против неимущих, ибо ему, наоборот, следует бояться, как бы не остаться, в виду неизвестного исхода войны, без всяких выгод и с явными убытками. Затем им не приходится ждать, пока к ним придут, а они пойдут сами навстречу добыче. Они не медлят, и за словом следует дело. Прежде всего, они принуждают самого Весоза (имя связывают с одним из Рамсесов) в испуге бежать в свое царство, на оставленное же войско нападают и забирают все военные припасы. Они опустошили бы также весь Египет, если бы не были задержаны и отражены болотами. Вернувшись тотчас назад, они бесконечной резней покорили всю Азию и сделали ее своей данницей» (римские авторы); 722 г. до н. э. — возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где уже веками правили киммерийцы (гомеры, кумиры); начало сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии. Гомеры вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII веку до н. э., и походами скифов в Малую Азию. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но в начале VI века до н. э. были вытеснены оттуда урартами. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемешку с кочевниками жили скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их — алазоны, а еще севернее — скифы-пахари. Границы расселения отдельных племен Скифии (особенно скифов-пахарей) неясны. Русские летописи уже в недатированной части подчеркивали, что «жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их „Великая Скифь“. В год 6415 пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000". Примерно столько кораблей против Рима направляла Скифия к концу 3 века н.э. Религиозные верования скифов времен Геродота представляли собой смесь иранских и алародианских культов. Высший мужской бог скифов соответствует персидскому Ахуромазде; он обычно изображался на коне. Объектом почитания также было женское божество — Великая Богиня или Мать Богов. Геродот перечисляет названия следующих божеств: Табити (Веста в греко-римской мифологии), Папайос (Зевс), Апи (Гея), Ойтосир (Аполлон), Артимпаса (Афродита), Тамимасадас (Посейдон); кроме того, он упоминает о Геракле и Аресе. Табити, божество семьи, домашнего очага, пользовалось особым уважением, считалось покровителем скифов. Поклясться очагом, домашним божеством начальника — величайшая клятва; ложная клятва этим божеством причиняла, по мнению скифов, болезнь начальнику. Изображением бога войны (Ареса, как его назвал Геродот по аналогии с греческой мифологией) был меч; раз в год ему приносили жертву — различных животных (в частности, лошадей) и пленных, из ста одного. У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов — единственной силой. В Скифии впервые в степях появляется тяжеловооруженная конница. Термин «катафрактарий» — тяжеловооруженный воин, который в древности обычно применялся по отношению к коннице парфян и сарматов, в гораздо большей мере подходит к скифам. У скифской конницы полностью присутствуют все те признаки, которые присущи коннице катафрактариев — наличие защитного доспеха у воина и, возможно, у коня, наличие длинных копий и длинных рубящих мечей, использование определенного боевого порядка, прежде всего, сомкнутого строя. Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной». Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объему кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника (разгром Зопириона, битва при Фате).


Скиф

и вообще- пишите в личку

 
Форум » Скифы » Скифы прошлого » По скифам из истории
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: