Е. В.ЧЕРНЕНКО,
доктор исторических наук
В интереснейшей истории кочевников евразийских степей история Скифии — одна из самых ярких страниц. Не случайно уже с момента выхода скифов в 7 в. до н. э. на арену мировой истории, они выступают как мощное военное объединение, принимающее самое активное участие в важнейших исторических процессах той поры, происходящих на огромных пространствах от Северного Причерноморья и до глубин востока.
Память об этих походах, об ужасе, объявшем жителей Востока от Закавказья до Палестины, сохранилась на века.
Достаточно прочитать строки современников походов — библейских пророков Исайи и Иеремии, чтобы представить себе реальную обстановку, сложившуюся там во времена киммерийско-скифских походов на Восток. «И поднимет знамя народам дальним (в них современные исследователи видят киммерийцев и скифов. — Е. Ч.), и даст знак живущему на краю земли, — и вот он легко и скоро придет. Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресел его, и не разорвется ремень у обуви его. Стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны камню. Рев его, как рев львицы... И вот тьма, горе и свет померк в облаках» (Исайя, 5, 2630). И еще... «Вот, Я приведу на Вас, дом Израилев, народ издалека... Народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его — как открытый гроб; все они — люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой; съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься».
Интересные данные о пребывании скифов на востоке сообщает «отец истории», древнегреческий путешественник, географ и писатель Геродот из Галикарнаса: «Скифы господствовали в Азии двадцать восемь лет и все опустошили своим буйством и излишествами. Ибо, кроме того, что они взимали с каждого народа наложенную ими дань, они совершали набеги и грабили. Большинство их Киаксар (царь Мидии. — Е. Ч.) и мидяне, пригласив на пир и напоив пьяными, перебили...» (Геродот, 1, 106).
Успешная военная деятельность скифов в значительной мере была обеспечена наличием у них совершенного оружия, стоящего на уровне лучших достижений военной техники той эпохи.
Во время великих походов на Восток в «героический период» своей истории у скифов стал складываться характерный комплекс скифского вооружения. Знакомство с вооружением передовых держав Древнего Востока (Ассирии, Урарту, Мидии, Вавилона и др.), вместе с которыми или против которых скифам приходилось сражаться, дало мощный импульс развитию военного дела скифов в целом и, прежде всего, их оружия. Больше всего это касается нового, неизвестного до того скифам (впрочем, не только им, а и всем остальным народам Евразии той поры) оружия — средств личной защиты воина и средств зашиты боевого коня.
На Востоке скифы познакомились с оригинальной системой изготовления панцирей. Их кожаная основа покрывалась набором из металлических (обычно железных) сравнительно небольших пластин, образующих покрытие, близкое по типу рыбьей чешуе. Крепились пластины на основе и между собой с помощью кожаных шнурков или жил. Продуманная система набора позволяла располагать в любой точке доспеха пластины набора в 2-3 слоя.
Но если у воинов Востока такое покрытие имели только панцири, скифские оружейники широко использовали этот набор при производстве всего комплекса защитного оружия: шлемов, панцирей, боевых поясов, разнообразных доспехов, защищавших ноги воина, щитов, возможно и средств защиты боевого коня.
Основным средством личной защиты воина был панцирь.
(рисунок: Воин из кургана у Новорозановки)
Панцири скифов очень разнообразны. Многие из них индивидуальны. Обычно металлическим набором защищалась только часть доспеха, примыкавшая к горлу, грудь или вся передняя часть. Известны экземпляры и со сплошным металлическим покрытием. Панцири различались разнообразным покроем. Обычно они имели вид рубахи с короткими и длинными рукавами. По мере того, как стал все больше применяться ближний бой, в котором всадники рубились длинными мечами, возникла необходимость дополнительного усиления плечей воинов, на которые обрушивался мощный рубящий удар. Поэтому начали изготовлять панцири, у которых на плечах пластины набора лежали не в 2-3 слоя, а побольше. Это были панцири с оплечьями.
Для украшения панцирного набора использовались бронзовые литые бляхи, выполненные в характерном скифском «зверином стиле».
Типично скифскими были боевые пояса, кожаная основа которых покрывалась металлическим набором, близким по способу крепления панцирному. Эти пояса использовались лишь для ношения мечей и кинжалов, горитов и боевых топоров, другого воинского снаряжения. Боевые пояса удачно дополняли панцири. В том месте панциря, где поверх него располагался пояс, нередко кожа набора не имела и ширина разрыва в системе набора панциря совпадала с шириной пояса. Известна серия широких боевых поясов периода скифской архаики, которые при использовании короткого панциря защищали нижнюю часть корпуса воина. Позднее подобные боевые пояса вошли в состав панциря, составив с ним одно целое.
Голову воина защищал шлем. В 7 в. до н. э. воины Великой Скифии использовали массивные и достаточно тяжелые литые шлемы т. н. «кубанского» типа. Они плотно примыкали к голове, защищая верхнюю ее часть и уши. Затылок и щеки защищали отдельные детали, покрытые металлическим набором, аналогичным панцирному.
С 5 в. до н. э. в Скифию проникают шлемы античных типов. Сначала это были шлемы коринфского, халкидского и иллирийского типов, а затем и аттические, южногреческие. Более 60 шлемов греческого производства - легких, прочных и нарядных, изготовленных из блестящей, как золото, полированной бронзы, встречено в курганах Скифии или найдено при случайных обстоятельствах.
Начиная с 5 в. до н. э. обычная скифская шапка-башлык, очень хорошо известная по изображениям скифов в греческой торевтике и вазовой живописи, получает металлическое покрытие, весьма близкое по характеру панцирному. Они становятся надежным и удобным средством защиты головы. У них присутствуют все элементы, обязательные для лучших шлемов древности — шлемов античных развитых типов — нащечники и назатыльники. Отсутствовал лишь наносник. Производить их было намного легче, чем цельнокованые греческие, изготовление которых стояло на крайних пределах технических возможностей того времени.
Эти шлемы работы местных мастеров в какой-то мере продолжали традиции производства местных шлемов «кубанского» типа, сосуществовали с головными доспехами греческих образцов и использовались воинами Скифии вплоть до гибели Великой Скифии.
Большое внимание в скифском воинском быту уделялось средствам защиты ног воинов. Скифские оружейники изготовляли их, как и панцири, из набора железных пластин. Сейчас выделяется несколько типов ножных доспехов. Это наборные наголенники, набедренники, штаны из кожи, покрытые железным набором спереди и на боках. Набор на задней части штанов делал невозможной езду на коне.
С 5 в. до н. э. в скифских воинских погребениях встречаются греческие наголенники (кнемиды). Легкие и красивые, удобные, выкованные из листа бронзы, они надежно защищали голень и колено. Более 70 экземпляров этого оружия в целом или разрушенном виде известны в курганах Скифии.
Следует отметить, что греческое защитное вооружение, поступавшее на вооружение воинов Скифии использовалось ими не так, как в Греции. Если в Элладе шлемы и поножи были обычным вооружением тяжелой пехоты — гоплитов, сражавшихся в плотном сомкнутом строю фаланги, то в Скифии они были только у тяжеловооруженных всадников.
Надежным средством защиты воина был щит. Основная масса скифских щитов изготовлялась из дерева и кожи и только поэтому не сохранилась. Представление об этом оружии дают те экземпляры, которые имели металлическое покрытие, и предметы торевтики.
Выделяются щиты со сплошным покрытием из металлического листа. Хорошими примерами таких щитов являются круглые шиты из знаменитейших скифских курганов Кубани — Костромского и Келермесского. Украшены они великолепными золотыми пластинами в виде оленя и пантеры, являющимися шедеврами скифской торевтики эпохи архаики.
Многочисленна группа щитов с панцирным покрытием, имевшими металлический набор, аналогичный или близкий набору панцирей. В большинстве случаев их фирма не восстанавливается. Лишь находки недавних лет позволили выделить группу щитов, тождественных по форме, расположению пластин и способу использования бобовидному щиту воина, изображенного на гребне из царского кургана Солоха в приднепровской степи. Эти щиты надежно крепились к панцирю всадника на спине и предплечье. Они оставляли свободными руки воина для управления конем и владения оружием. Поворотом руки он мог прикрыть ту или иную часть своего корпуса.
Щиты с металлическим покрытием (панцирные) носили лишь знатные воины, воины-дружинники. Основная масса скифских воинов имела на вооружении легкие щиты из дерева, кожи, прутьев. Подобные щиты можно увидеть на гребне из Солохи.
Скифы уделяли большое внимание украшению своего защитного оружия. Все его виды (кроме шлемов и ножных доспехов) украшались деталями (иногда настоящими произведениями искусства) из золота или бронзы. В составе панцирного набора успешно применялся набор из чередующихся участков бронзовых и железных пластин.
Заметное место в составе скифского комплекса оружия занимали копья и дротики. Численность их в исследованных скифских погребениях превышает тысячу. Обычная длина их колеблется в пределах от 1,8 до 2 м. Лишь отдельные экземпляры имеют длину более 3 м. Короткие копья использовались для ближнего боя и для метания конными и пешими воинами. Длинные копья применялись лишь для конного боя, выполняя роль пики. Дротики использовались как метательное оружие.
На территории Скифии известно около 450 мечей и кинжалов. Как правило, они двулезвийные. Лишь на закате Великой Скифии начинают применять немногочисленные однолезвийные мечи. На протяжении существования этого оружия меняется форма рукоятки в целом и ее отдельных элементов — навершия и перекрестия. Обычная длина скифского меча колебалась в пределах 50-60 см. Немало мечей большей длины, а несколько превышают 1 м. Мечи позволяли эффективно сражаться во всех видах конного и пешего боя.
Их носили в ножнах из дерева, обтянутого кожей. Кожа ножен нередко украшалась аппликацией. Ножны парадных мечей знати покрывались золотыми накладками. Золотом украшали и рукоятку. Золотой декор ножен нередко выполнен в лучших традициях высокого скифского искусства. Изготовлению мечей оружейники Скифии уделяли большое внимание. На их производство шел лучший металл, ненамного уступавший требованиям, предъявлявшимся к современному оружию.
Скифское вооружение по праву считалось одним из наиболее совершенных для своего времени. В это время был создан развитой комплекс вооружения, не претерпевший сколько-нибудь заметных изменений и дополнений вплоть до изобретения огнестрельного оружия.
За всю последующую историю развития оружия до развитого средневековья в состав вооружения воинов Евразии вошли только сабля и кольчуга. Да и то есть определенные основания, позволяющие предполагать возможность появления кольчуги на территории Великой Скифии еще в скифское время (конец IV в. до н. э.).
Большинство оружия делали сами скифские мастера-оружейники. Производство оружия у скифов получило очень большое развитие. Большая часть металла, производимого здесь, шла на изготовление оружия и конской сбруи. Это касается не только железа и бронзы, но и золота. Для скифской знати и по скифским образцам лучшие греческие оружейники, работавшие в многочисленных мастерских северопричерноморских городов-колоний, делали роскошное парадное оружие, богато украшенное золотом. Парадные мечи, топоры, панцири и боевые пояса, гориты попадали в руки скифских владык. После смерти их владельцев помешались вместе с ними в курганы и сквозь тысячелетия дошли до наших дней, украсив лучшие музеи мира.
Превосходное скифское оружие оказало большое влияние на развитие вооружения соседних народов. Греки, проживавшие в колониях на южных границах по берегам Черного моря, полностью восприняли весь набор скифского вооружения, отказавшись от многих видов своего. Скифское оружие хорошо представлено и в памятниках Средней Европы. Оно проникло далеко на север от Скифии вплоть до Полярного круга, получило распространение у народов Евразии, удаленных на многие тысячи километров.