Пятница, 26.04.2024, 00.50
Приветствую Вас Путник | RSS

ОРДЕН


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: степняк  
Форум » Скифы » Скифы прошлого » Краткая история Великой Скифии (фрагмент) (Небольшой обзор включающий и этнографическое исследование)
Краткая история Великой Скифии (фрагмент)
BlessMasterДата: Суббота, 06.09.2008, 23.11 | Сообщение # 1
Частый гость
Группа: Проверенные
Сообщений: 199
Статус: Offline
Краткая история Великой Скифии

1.1 Киммерийский период (1600-1000 гг. до н.э.)

Киммерийцы и скифы
Самоназвание киммерийцев и скифов

Основные исторические события бронзового века в Южнорусских степях по сообщениям источников

Господство скифов (ариев) над Азией в 4-3 тыс. до н.э.
Экспансия скифов в Малую Азию: царство амазонок (21 - 13вв. до н.э.)
Поражение скифов от фракийцев (16в. до н.э.)
Второе господство скифов в Азии; войны в Египте и Палестине - 13в. до н.э.

1.2 Скифский период (1000-400гг. до н.э.)

Падение киммерийского царства
"Великая Скифия"

1.3 Сарматский период (400 г. до н.э. - 200 г. н.э.)

1.4 Скифы и русские

1.5 "Скифский" язык

САВРОМАТЫ (САРМАТЫ).
АНТЫ.
СПОРЫ (СПОЛЫ).
ЯЗОМАТЫ (ЯСЫ, АСЫ).
СКОЛОТЫ.
КАСОГИ (КАСКИ).
РОКСАЛАНЫ (ЮС-АЛАНЫ).

[...]

***

Но как же все-таки скифские названия и имена? Как же их связи с "иранской" группой, выявленные в еще в 19-м столетии?

Теперь уже можно утверждать, что значение этих связей было сильно преувеличено. Современные исследования "скифских" имен и топонимов показали, что не менее сильные связи они обнаруживают не с иранскими языками, а... с "праиндийским" языком - санскритом, на котором были написаны знаменитые священные тексты, "Веды"! "Индоарийские" следы достоверно обнаружены в Приазовье, в Крыму и в низовьях Днепра. По мнению известного лингвиста О.Н.Трубачева,

"индоарийская принадлежность языка определенного слоя северопонтийского населения положительно свидетельствует о прежнем пребывании праиндийцев в этих краях".70

Неудивительно, что один из народов Восточного Приазовья носил название СИНДЫ (др. инд. "синдху" - река); с этим словом связано и название реки Инд, и современном название Индии. Собственно, на это обстоятельство обращали внимание еще первые исследователи индоевропейской проблемы, но они, считая, что прародина ариев была там же, где сохранились "Веды", допускали, что синды пришли к Азовскому морю прямо из Индии. Оказалось - прямо наоборот: приазовская "Индия" первична!

На основе санскрита многие древние и современные географические названия получают смысл. Например, Плиний Старший (Естественная история, VI, 20) сообщал, что скифы реку Дон именуют "Син", а Меотиду (Азовское море> "Темарунда". В древнеиндийском sindhu - "река", a tamas+ arna можно перевести как "темная пучина". "Санскритское" название Дона сохранялось еще в Средние века: в русских летописях он именовался "Синей водой", хотя к тому нет никаких реальных оснований (это - типичное переосмысление забытого значения слова).

Кстати, приводя в пример "ираноязычности" скифов хорошо известный корень "дон", звучащее в названии многих южнорусских рек (Дон, Донец, Днепр, Днестр, Дунай), забывают добавить, что он имеет соответствие не только в иранских языках, но и в древнеиндийском, и в обоих случаях означает "река"...

Название города Керчь объяснимо от krka (др. инд. "горло", в смысле пролив). Древнее название Азовского моря - Меотида-произошло от mai (др. инд. "мать"); в представлении древних Меотида являлась "матерью Понта", поскольку питала его водой впадающих в нее полноводных рек. Название реки Доаб вблизи Новороссийска полностью повторяет индийский Доаб - двуречье Ганга и Джамны; Кандаур на нижней Кубани имеет аналоги: Кандагар в Афганистане и Гандхара в северной Индии. Между прочим, это название производится от gandaur, что можно перевести как "местность с пробитыми каналами", то есть зона ирригации...

Этнонимы многих народов древнего Приазовья и восточного Причерноморья также объяснимы из санскрита. Так, на берегу Азовского моря, согласно Страбону (География, Х1;1;2), обитали меоты-тореты. В древнеиндийском tara - "берег", следовательно, тореты - это "прибрежные" жители. Другие меоты, иксиматы, могли получить свое имя от слова "тростник", которым поросла их страна (в др.-инд.: iksu; река Иксумати - один из притоков Ганга). Название меотов-агров прямо соотносится с именем одного из древнейших индийских городов, Агры...

Название одного из меотских народов "аспургиане" можно интерпретировать как "асы, живущие в городах, крепостях" (от греч. "пургос" - крепость), тем более, что источники отмечают в их стране многочисленные укрепления. Не здесь ли находился древний Асгард, о котором говорят скандинавские саги? Не потомки ли ас-пургиан построили в Индии древнейший город Асгарту, развалины которой, как сообщает легенда, находятся вблизи современного Канпура?...

Наконец, название "роксаланы", "россомоны", которое справедливо связывают с именем "рос", Россия, имеет больше соответствия с древне-индийским ruksa, чем с иранским rauxsna (оба слова со значением "светлый"). Топоним, встречавшийся в древности на западном берегу Крыма - Rossotar - можно перевести с санскрита как Белобережье.71

Занятно, что один из древнейших славянских этнонимов, "анты", имеет хорошее обяснение из санскрита: anta в древнеиндийском - конец, край... В таком случае, "акты" в точности соответствует современному "украинцы" (если учесть, что древние анты обитали от Днестра до Днепра, это, в общем-то, и не удивительно). А вот древние бастарны, обитавшие на рубеже н.э. в восточном Прикарпатье и являвшиеся, судя по всему, тоже славянами, явно получили свое имя при каких-то нехороших обстоятельствах: bast-arna в древнеиндийском означает "дети рабов"... Не удивительно, что со временем это название вышло из употребления.

Из санскрита можно объяснить многие "скифские" и боспорские личные имена. В причерноморской эпиграфике упоминаются: Бутунат, Магадава, Майасара, Камасарон. Первое и второе в Индии известны как имена бога Шивы, второе образовано от слова "майа" (мать), третье - от "кама", любимый (тоже имя индийского бога). Скифский царь Палак, сын Скилура, имеет "родственников" в Индии: в древне-индийском "палака" - защитник, принц; это имя носили несколько индийских принцев, известных из истории. Имя царя Таксака также находит соответствие в древне-индийском.

Давление "общепринятого мнения" оказывается порой сильнее научной мысли, и О.Н.Трубачев все же так и не смог отказаться от идеи ираноязычия скифов... Согласно его концепции, индоарийский язык был в южной России реликтом древнейшей эпохи; на нем говорили только "старые скифы" - приазовские синды и меоты, тогда как собственно скифы, пришельцы с востока в начале 1 тыс. до н.э., были-таки ираноязычны. С "индоарийскими" синдами и связана, по Трубачеву, древняя культура земледелия в Причерноморье, скифам же остается только "кочевание"...72

Однако же собранные им самим факты противоречат этому выводу. Как же могли быть скифы "ираноязычны", когда установлено, что многие имена их царей и богов никак нельзя объяснить из иранского?73 А ведь кроме этих имен, бесспорных образцов "скифского языка" у нас нет. Притом следует напомнить: с точки зрения современников, все жители Приазовья - Причерноморья говорили на одном и том же языке и были одним народом. Источники античной эпохи нисколько не отделяют меотов и синдов от скифов-сарматов, так что названия этих народов соответствуют скорее территориальным, чем этническим подразделениям. "Скифский" и "синдо-меотский" языки - это одно и то же.74

Так что же, выходит, что скифы говорили на санскрите?... Очевидно, что это не так. Выявленные в последнее время скифо-индоарийские связи нисколько не отрицают обнаруженных прежде скифо-нранских связей. Следует вообще отказаться от попыток найти на территории Русской равнины как "индоязычие", так и "ираноязычие". Первое сложилось в Индии, второе - в Иране. Не было в русских степях никаких "индийцев" или "иранцев", которые взяли, да так целиком и переселились на юг вместе со своими языками. На самом деле здесь существовала самостоятельная этническая общность, очень сильно отличавшаяся от южноазиатских; индийская и иранская ветви - ее порождения, эманации, возникшие при культурном контакте, взаимодействии двух несхожих миров. Исходная "протоарийская" общность Русской равнины никуда не "утекала", пребывая сама собой, но управляющие импульсы, посланные ею на юг, оказали сильное воздействие и дали толчок "дочерним" цивилизациям.

"Лингвистический дурман" рассеялся благодаря серьезным исследованиям, и стало ясно, что отразившийся в южнорусских топонимах и личных именах СКИФСКИЙ ЯЗЫК ЕСТЬ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК "ПРОТОАРИЙСКИЙ" ЯЗЫК, ТОТ САМЫЙ, ОТ КОТОРОГО В СВОЕ ВРЕМЯ ПРОИЗОШЕЛ И ЯЗЫК "ВЕД", И ЯЗЫК "АВЕСТЫ".

Итак, древний скифский язык все же сохранился. Правда, не в исходном состоянии, но в виде двух "боковых ветвей", во многом близких "основному стволу". Более того, он сохранился в виде двух хорошо известных памятников письменности, представляющихо собой, помимо прочего, огромную культурную ценность. Однако есть еще одна проблема. К какому времени относятся эти памятники, в сущности, совершенно неизвестно. А это значит, неизвестна и та эпоха в развитии "скифского языка", которую эти памятники отражают...

"Веды" были записаны в современном виде примерно в 11-9вв. до н.э., когда среднеазиатские арии только-только пришли в Индию; "Авеста" - на несколько веков позже. Известно, что как индийская, так и иранская цивилизация имела жестко сословный, "кастовый" характер. Благодаря этому элитарные слои долго сохраняли принесенную извне традицию (хотя в конце концов, конечно, тоже подверглись местному влиянию).

С тех пор "Веды" и "Авеста" не менялись. Но у нас нет никаких оснований полагать, что эти памятники были созданы в самый момент миграции ариев в Индию и Иран. Наоборот: все указывает на то, что они существовали намного раньше, еще на арийской "прародине" (правда, считается, что Авеста-"авторское" произведение, однако ее автор, скорее всего, переработал более древние тексты). Между тем хорошо известно, что язык, на котором написаны религиозные тексты, может сохраняться в неизменном виде сколь угодно долго. Например, современная католическая церковь использует латынь, которая вот уже полторы тысячи лет как вышла из употребления. И наверняка будет использовать этот мертвый язык и дальше, пока вообще не прекратит свое существование...

Учитывая эту особенность религиозной традиции, датировать "Веды" и "Авесту" 1-м и даже 2-м тысячелетием до н.э. не представляется возможности. Скорее всего, эти тексты уходят в еще более древние времена... Как полагал выдающийся индийский исследователь Бал Гангадхар Тилак, "Веды" были созданы еще на североевразийской прародине ариев, около 6 тыс. до н.э.;75 но даже и эта дата, в целом согласующаяся с традиционной индийской хронологией, может оказаться слишком поздней.

То же самое, в принципе, можно сказать и о других реликтах "скифского языка" - именах и топонимах, которые обнаруживают родство с санскритом. В самом деле, личные имена обычно имеют свойство сохраняться, пока жива поддерживающая их религиозная традиция (введение новой религии, христианства, например, сопровождалось и тотальной сменой имен). Вообще имена - это самая консервативная часть языка. Не удивительно, что "скифские" имена обнаруживают родство с языком "Вед": они наверняка восходят к той черезвычайно отдаленной от нас эпохе, когда этот памятник и был создан.

А что касается топонимов... Если скифы были автохтонами, потомками "изначального" населения Южной России (а они ими и были), то к какому же времени должны относится данные ими географические названия? В настоящее время антропологическую и культурную преемственность населения южной России можно установить вплоть до эпохи 20-30 тыс. лет назад, то есть до времени верхнепалеолитических кроманьонцев - людей белой расы, охотников на мамонтов, оставивших на Волге, Дону и Днепре так называемую Костенковскую культуру (отсюда около 20 тыс. лет назад они расселились по Европе и значительной части Азии). Может быть, и многие географические названия в этих краях восходят к этой же эпохе - ведь какая-то часть "кроманьонцев" Костенковской культуры никуда не ушла, осталась на территории Русской равнины, и от нее-то и произошли позднейшие "арии"?..

Очевидно, что сохранившиеся реликты "скифского языка"-религиозные тексты "Вед" и "Авесты", личные имена и топонимы - не отражают тот язык, на котором говорили "исторические" скифы железного века. Они относятся к каким-то очень ранним этапам его развития, и уходят, как это сейчас становится ясно, в глубь тысячелетий.

Тем не менее оба памятника, и особенно "Веды", представляют собой очень важный источник по "скифскому языку", пусть и древнейшему. Поэтому, для правильного представления о "скифском языке", нам необходимо знать место санскрита в индоевропейской семье. Место это давно установлено: БОЛЕЕ ВСЕХ ДРУГИХ, САНСКРИТ ОБНАРУЖИВАЕТ РОДСТВО С ЯЗЫКАМИ СЛАВЯНСКОЙ ГРУППЫ...

При первом же взляде на санскрит становится очевидным его глубокое родство с современным русским языком. Сходство настолько сильное, что один индийский санскритолог при знакомстве с Россией воскликнул: "Вы все говорите здесь на какой-то древней форме санскрита!"76 Но скорее, наоборот-санскрит представляет собой форму древнейшего русского... то есть "скифского" языка!

Насколько древнейшую - пока установить нет возможности. Ясно только, что уже в 1-м тысячелетии до н.э. для исторических скифов и сарматов язык, на котором звучали их религиозные гимны и на котором "имели смысл" их имена, представлял собой уже седую старину. Точно так же не следует думать, что современный русских человек свободно понял своих предков, живших около 3-х тысячелетий тому назад: язык ведь меняется со временем... К сожалению, от собственно "скифской" эпохи настоящих языковых памятников не осталось, так что промежуточные этапы превращения "санскрита" в современный русский нам не известны.

Нет ничего странного в том, что русский язык сходен с санскритом, языком древних степных ариев, пришедших некогда в Индию. В большинстве своем русские - прямые потомки ариев-скифов, не удивительно, что некогда они говорили на скифском - "ведическом" - языке.

***

Если русский народ и его язык преемствен со скифским, то такая связь должна была проявиться и в его названии. И действительно, бросается в глаза, что среди скифо-сарматских этнонимов можно найти много таких, которые в средние века носили славяне и русские. Рассмотрим некоторые из них.

1. САВРОМАТЫ (САРМАТЫ).

Скорее всего, название "сарматы" (известно с 4в. до н.э.) представляет собой переработку более древнего "савроматы" (известно с бв. до н.э.). Само имя савроматы - сложносоставное (савро+маты); его первая часть представлена в разные эпохи на просторах Евразии многочисленными вариантами: савры (северы), савиры, сабиры (сибиры), сербы (сбр/срб, произошла перестановка согласных в корне).

Этноним СЕРБЫ впервые указывается еще Плинием (1в. н.э.) на Северном Кавказе, в зоне сарматского влияния; именно отсюда оно и попало на запад, на Балканы и в Центральную Европу - видимо, вместе с перемещением населения.77 Известно также, что сербы в Югославии и запорожцы на Днепре в прошлом называли себя "сирома", "сиромахи";78 это имя можно прямо связать с названием "сарматы", имевшим вариант "сирматы".

"Сарматские" этнонимы сохранились и на исторической родине, в южной России. Так, народ САВИРЫ был известен на Дону и Северном Кавказе еще в 5-7вв. н.э.; совершенно напрасно иногда его считают "угро-финнским"; никаких утро-финнов на Дону и Кавказе никогда не было, а вот савроматы-были.

К тому же "савроматскому" корню восходит имя одного из южнорусских "племен" эпохи средневековья - СЕВЕРЯН, или же СЕВЕРОВ (производство названия "северян"" от слова "север" есть позднейшее переосмысление ставшего непонятным слова). К той же основе (савр-север-сабир) восходит и современное географическое название СИБИРЬ. Впрочем, тут как раз ничего удивительного нет: Сибирь издавна была заселена северами-савроматами и их "родичами"...

Что именно означал корень "савр"? Учитывая древние представления ариев и славян о происхождении своего народа от верховного божества, можно интерпретировать корень "савр" как "свар" (подобная перестановка вполне допустима), и тогда этноним оказывается производным от имени СВАРОГА-верховного бога славян, "бога-отца".

2. АНТЫ.

Сарматам первоначально принадлежал и этноним АНТЫ, уже в 6в. н.э., как хорошо известно, употребляемый в отношении группы восточных славян, обитавших "от Днестра до Днепра". Анты впервые названы римским географом Помпонием Мела в 44г. н.э. и были локализованы им где-то "выше" гипербореев и амазонок; о них писал также Плиний в 77г. н.э. Имя "антас" встречается на одной керченской надписи Зв. н.э. В то же время китайский документ 2в. до н.э. упоминает о "стране Антсай", расположенной где-то в Приаралье!79 Очевидно, некогда название "анты" было распространено по всей территории, где обитали сарматы.

Если учесть, что с санскрита это название можно перевести как "украинцы", то это не удивительно: точно так же в Средние века самые разные пограничные области России носили название "Украины", хотя в конце концов это имя закрепилось только за одним регионом...

3. СПОРЫ (СПОЛЫ).

По свидетельству Прокопия Кесарийского (7в.), первоначальное название всех славян и антов было СПОРЫ.80 Иордан, рассказывая о событиях 2в. н.э., также упоминает народ СПОЛОВ, которых готы победили в причерноморских степях; Плиний (1в. н.э.) называет СПАЛЕЕВ в бассейне Донца и Дона. Без сомнения, споры (сполы) были теми же сарматами.81

Что означало это название, не вполне ясно. Позднейшие средневековые комментаторы производили его от слова "спораден", "рассеянный", имея в виду, что народ, носивший это название, был расселен на огромной территории (похожим образом они объясняли и слово Россия: от Расея, "рассеянный"...). Однако сохранился один из вариантов "легенды о происхождении скифов", который связывает это имя с первопредками, вождями Палом и Налом (от которых пошли "палеи" и "напей" соответственно).82 По всей видимости, название палы/спалы/споры в самом деле очень древнее.

Можно допустить, что позднее оно было переосмыслено и превратилось в имя одного из русских средневековых "племен". ПОЛЯНЕ - это вовсе не жители "поля", как можно "прочитать" из современного языка, а потомки древних палов или сполов; кстати, киевская земля, где они проживали, представляла собой вовсе не ровное "поле", а лесостепь. От того же самого корня происходит и название западнославянского народа - ПОЛЯКИ; произвести его напрямую от "поля" совершенно невозможно, поскольку в древности территория Польши была покрыта густыми лесами.

Из всех народностей "Киевской Руси" именно поляне и северяне (Киевское, Черниговское и Новгород-Северское княжества) обнаруживали прямую преемственность по отношению к скифо-сарматскому периоду. Не удивительно - ведь они были потомками сполов и савроматов...

4. ЯЗОМАТЫ (ЯСЫ, АСЫ).

Среди сарматов восточного Приазовья еще с 4-2вв. до н.э. современные источники выделяли язоматов (позднее продвинувшихся на Дон и в Причерноморье, где они были известны как ЯЗЫГИ). Это опять-таки составное имя, причем его корень (ЯЗЫ, варианты: ясы, асы, асии) - очень древний, восходящий еще к "протоарийской" эпохе. Так, скандинавские предания сообщают о происхождении своего народа от неких загадочных АСОВ, пришедших из "Великой Скифии", из города АСГАРДА. Индийская традиция также сохранила сведения о древнейшем городе ариев - АСГАРТЕ. По-видимому, от того же корня образовано географическое название АЗИЯ.

В греческой мифологии Азией зовут мать (или жену) Прометея; Геродот сообщает, что географическое название связано с ее именем. Но Прометей, согласно тому же мифу, является "первопредком" человечества, которое произошло от его сына, спасшегося после Всемирного Потопа. Следовательно, Азия - это одно из имен матери-прародительницы, "Великой богини", культ которой засвидетельствован на Восточноевропейской равнине еще со времен верхнего палеолита.

Названия "АЗОВ", "АЗОВСКОЕ МОРЕ" восходят к этому древнейшему имени. Если оно образовано от имени "великой матери", то другое название - Меотида (от санскр. "майя": мать) - представляет просто его вариант.

Интересно, что самое древнее название сохранялось дольше всего: еще в средние века северные летописи назвали ЯСАМИ русских жителей Подонья, Приазовья и Северного Кавказа.

5. СКОЛОТЫ.

Напомним, что сколоты - это самоназвание скифов. Откуда взялось само имя "скифы", принятое в литературе со времен античной Грециии, и что оно означает, неизвестно. Может быть, оно дано со стороны, может быть, тоже восходит к подлинным этнонимам... Во всяком случае, противопоставление скифов сколотам как разных народов (один якобы ираноязычный и кочевнический, другой - славянский и земледельческий) ровно ни на чем не основано.

Связь "сколотов" (то есть скифов вообще!) со славянами очевидна, даже если исходить только из названия. Термин "славяне" известен в двух формах: СЛАВЯНЕ и СЛОВЕНЕ. Одна форма явно претендует на связь со "славой", другая же - со "словом". Лингвисты долго спорили, какая форма первична; но видимо, обе они являются позднейшим переосмыслением ставшего непонятным древнего корня.

Все ранние упоминания в источниках термина "славяне" содержат в корне не "слв", а "склв". Западные источники назвали славян - СКЛАВЕНЫ, восточные - САКАЛИБА... Где же тут "слава" или "слово"? А вот корень "скла" (дающий, как известно, в русском языке вариант "сколо") явственно прослеживается.

По-видимому, само имя "славяне" восходит к самоназванию скифов; переход "СКОЛО" в "СКЛА" образовал форму склавены, из которой уже потом - в разных местах - получились "славяне", "словене", "словаки"...

Смысл слова "сколоты" хорошо объясним из русского языка. "КОЛО" - это древнее обозначение круга (с этим же корнем связано и имя первопредка царских скифов, Колоксая). Вероятно, самоназвание скифов, превратившееся в имя славян, восходит к обозначению "солнечного круга" как образа солнечного божества, хотя возможно, что оно связано с понятием "КОЛО-вращения времен", жизненного цикла, имевшего ключевое значение в арийской религии.

6. КАСОГИ (КАСКИ).

Название "касоги" известно из северо-русских летописей; оно применялось обычно по отношению к жителям Кубани. Современные "интерпретаторы" считают касогов... адыгейцами. Но это - прием того же рода, что отождествление ясов и осетин. На самом деле ясы, как видно из летописных сообщений, занимали огромную территорию - от среднего Донца и Дона до современного Владикавказа, а касоги - чуть ли не весь современный Краснодарский край. А эти равнинные, степные места с давних пор принадлежали сарматам, чьи владения "упирались" в Кавказские горы. Кавказские горцы - адыгейцы и осетины - издавна, очевидно, входившие в государство сарматов, получили от них и свои имена.

Само название КАСОГИ похоже по форме на ЯЗЫГИ (тождество языгов с язами-сарматами несомненно). И так же как второе, первое название имеет очень древнюю традицию. Его корень зафиксирован в таких географических названиях, как КавКАЗ и КАСпий. Если учесть, что древние касоги занимали земли как раз в северокавказских степях между Черным морем и Каспием, то это не удивительно.

Кроме того, близкие "касогам" названия КАСКИ и КАССИТЫ были известны в Передней Азии еще во 2 тыс. до н.э. И в обоих случаях они применялись по отношению к народам, вторгавшимся во владения земледельческо-рабовладельческих государств откуда-то с севера. Каски, жители черноморского побережья Малой Азии, беспокоили своими налетами Хеттское царство, а касситы с территории современного Азербайджана вторглись в Месопотамию около 1600г. до н.э. и основали там свою династию. По-видимому, в обоих случаях это была экспансия, направленная из южнорусских степей.

Можно считать, что названия типа "каски-касоги" восходят еще к временам арийской общности бронзового века. Это древнейшее имя коренных жителей восточноевропейских степей сохранилось в некоторых северокавказских языках, передающих этноним "русские" как "гасхи". Ясно, что это название относится к глубокой, многотысячелетней древности (похожая ситуация сложилась на севере: финнский язык донес до нас одно из старейших имен Руси - ВЕНАА, что доказывает тождество предков русских и древних венетов, известных из античных источников).

Интересно, что этноним каски-касоги, в отличие от других названий "сарматского" круга, никогда не "уходил" далеко на север или запад, всегда оставаясь привязанным к восточному Приазовью и предкавказским степям. Он хорошо сохранился и до сих пор: к нему восходит современное слово: КАЗАКИ.83

7. РОКСАЛАНЫ (ЮС-АЛАНЫ).

Наконец, имя, с которым связывают современное название "Россия". О том, что название "Россия" произошло от "Роксалании", свидетельствуют практически все "старые" и авторитетные историки 16-18 столетий, наши и европейские: и Сигизмунд Герберштейн, и Мавро Орбини, и Ломоносов...

"Рукс/рокс" или "Рус/рос", как явствует из индоиранских языков, некогда означало "светлый, сияющий". Подобные же формы (типа руж/руг) встречаются и в европейских языках, но имеют несколько иной цветовой оттенок: огненный, рыжий, красный. Этот корень в обоих значениях (и как "светлый", и как "огненно-красный") сохранился и в современном русском языке, в том числе и для обозначения цветов: "рыжий", "русый"...

Название причерноморских сарматов "роксаланы" в этой связи следует понимать как РУС-АЛАНЫ.84 В такой форме это имя сохранилось в русских сказках, героя которых часто зовут "Руслан", "Еруслан" (то есть Рус-алан).85 Вторая часть этнонима-АЛАН - представляет собой трансформированное название АРИЯ, АРИАН (чередование р/л дает из "ариан" - "алан").86 Слово "арья" из санскрита можно перевести как "благородный", "господин" (того же корня греческое "аристократ").

Впервые имя "рос" применительно к жителям южнорусских степей упоминается в источнике, который можно датировать началом 6в. до н.э. Этот источник не что иное, как Библия. В знаменитом пророчестве Иезекииля (грозившего своим "погрязшим во грехе" современникам, что придут, дескать, на вас 'Тог и Магог, князь Рош", и уж зададут...) имелись в виду, несомненно, скифы, сотрясавшие тогда своими походами древние рабовладельческие цивилизации Передней Азии.

О том, что библейское пророчество относилось именно к скифам, которые и есть русские, свидетельствовал авторитетный византийский автор 10 в. Лев Диакон, который в цитате прямо употребил "Рос" вместо "Рош" (впрочем, и последняя форма как передача русского этнонима вполне допустима; по-английски и сейчас Россия - это "Раша").

Можно не сомневаться, что скифский народ РОШ, штурмовавший Ниневию в 612г. до н.э. и заставивший египетского фараона платить дань, РОКСаланы, сражавшиеся на Дунае с римскими легионами в 1в. н.э., РОССОмоны, подданые "готской империи" Причерноморья в 4в. н.э., народ РОС, обитавший, согласно сирийским летописям, в бв. к северу от Кавказа "рядом с амазонками", РУСЫ, осаждавшие вместе с аварами в 625г. н.э. Константинополь,87 и РУССКИЕ 9-13вв. (средневековья) - это один и тот же народ. Нетрудно убедиться, что не только древние, но даже и раннесредневековые источники связывают название "рось/русь" именно с южными, степными областями современной России.

Итак, почти все этнонимы, используемые в средние века и в настоящее время по отношению к русским вообще и к южным русским в особенности, восходят к арийско-скифо-сарматской древности.88 Имена "асы-ясы", "северы-савроматы", "сколоты-славяне", "каски-казаки", "арьи-аланы-роксаланы-русаланы-русы" были распространены 2 тыс. лет назад на огромной территории евразийских степей и относились к одному и тому же народу; очевидно также, что уже в средние века эти имена носили русские - восточные славяне.


Скиф
-= Concordia victoriam gignit =-
 
степнякДата: Суббота, 06.09.2008, 23.33 | Сообщение # 2
Странник
Группа: Администраторы
Сообщений: 636
Статус: Offline
Я так понял - это не история. Это взгляд на лингвистические особенности и происхождение имён...
Собственно истории я тут не увидел.


Скиф

...а всё что они не услышали - пусть им пропоют наши стрелы.

Кимерийца учат умирать первым. Скифа учат умирать достойно.

Хотим общаться - находим способ ;)

 
ЭолДата: Воскресенье, 07.09.2008, 15.51 | Сообщение # 3
еретик
Группа: Модераторы
Сообщений: 366
Статус: Offline
в какойто мере это тоже история

Cкиф
Лучше быть, чем казаться.
 
степнякДата: Воскресенье, 07.09.2008, 16.43 | Сообщение # 4
Странник
Группа: Администраторы
Сообщений: 636
Статус: Offline
Эол, не совсем. В заглавии написано что тут "этнографическое исследование", что есть неправда.
Тут имеет место лингвисчтический анализ и только. Причём что характерно: реально из скифского языка известно лишь некоторое количество имён и несколько названий. Негусто, но автору хватило.
А между тем этнография между тем занимается раскопками, культурой, антропометрией и много чем ещё.
По ссылке есть инетересная информация... Но зачем тогда выкладывать огромные текст ниже? =)


Скиф

...а всё что они не услышали - пусть им пропоют наши стрелы.

Кимерийца учат умирать первым. Скифа учат умирать достойно.

Хотим общаться - находим способ ;)

 
ЭолДата: Воскресенье, 07.09.2008, 16.52 | Сообщение # 5
еретик
Группа: Модераторы
Сообщений: 366
Статус: Offline
этнографич исследования это в области народов этносов...ну вот на одних названиях племён выведена эта теория smile

Cкиф
Лучше быть, чем казаться.
 
степнякДата: Воскресенье, 07.09.2008, 17.29 | Сообщение # 6
Странник
Группа: Администраторы
Сообщений: 636
Статус: Offline
"маловато будет!..."(с) м\ф "Падал прошлогодний снег"

Названий племён и нескольких имён всё ж таки маловато для того ,чтобы безошибочно вывести родословную и происхожджение таинственных скифов. Ёжику понятно, что скифы - индоевропейцы, потомки легендарных ариев. Но, епть, таких потомков не один и не два, и даже не десять =) К тому же кто сказал что скифы - "прямые" потмоки ариев? верно, об этом в тексте ни гу-гу. А между тем "в потомки" ныне можно записать практически всех европейцев и многих передне и среднеазиатов, кто бы там что ни говорим. Только эфиопам, полинезийцам и австралийским аборигенам в такой "арийскости" можно отказать смело biggrin


Скиф

...а всё что они не услышали - пусть им пропоют наши стрелы.

Кимерийца учат умирать первым. Скифа учат умирать достойно.

Хотим общаться - находим способ ;)

 
BlessMasterДата: Понедельник, 08.09.2008, 01.34 | Сообщение # 7
Частый гость
Группа: Проверенные
Сообщений: 199
Статус: Offline
А вы весь текст прочитали или только скопированный фрагмент?
Сюда к сожалению нельзя копировать длинные тексты, поэтому я урезал. По ссылке можно найти куда больше материалов, ссылка даётся только на одну часть книги - в целом стоит почитать с корня сайта ))


Скиф
-= Concordia victoriam gignit =-
 
степнякДата: Понедельник, 08.09.2008, 10.12 | Сообщение # 8
Странник
Группа: Администраторы
Сообщений: 636
Статус: Offline
BlessMaster, читал по ссылке.
Логичнее выкладывать сразу ссылками и всё, а то копируя кусок - сбиваешь читателя с понтолыку =)
К тому же как уже говорил в сети много инфы. Надо фильтровать и разбираться в ней. Много путаниц и далеко не весь материал логичен. Наприме некоторые страницы утверждают что Урарту уничтожили кимерийцы, а скифы жили в своём маленьком царстве в горах кавказа =)
Я потому отдельно тему истории и сделал чтобы выложить переработанные вариант, наиболее достоверный и правильный...


Скиф

...а всё что они не услышали - пусть им пропоют наши стрелы.

Кимерийца учат умирать первым. Скифа учат умирать достойно.

Хотим общаться - находим способ ;)

 
BlessMasterДата: Четверг, 11.09.2008, 16.09 | Сообщение # 9
Частый гость
Группа: Проверенные
Сообщений: 199
Статус: Offline
Ну я уже говорил, что форум не лучшее для этого место, правда ещё не прочитал ответ )))))

Идеальный вариант - вики - где можно чётко со ссылками на смежные темы изложить весь материал и оттачивать его, исправлять с появлением новых версий. Если я открою подобный ресурс - он будет кому-нибудь интересен/нужен? МНе будет, но одного меня будет мало ))

Добавлено (11.09.2008, 16.09)
---------------------------------------------
И ещё интересный фрагмент

В Библии, в книге Иезекииля есть одно известное место, споры вокруг которого идут до сих пор. В синодальном переводе оно звучит так: "Сын человеческий! обрати лицо твое к ГОГУ В ЗЕМЛЕ МАГОГ, КНЯЗЮ РОША, МЕШЕХА И ФУВАЛА... Так говорит Господь: вот Я - на тебя, ГОГ, КНЯЗЬ РОША, МЕШЕХА И ФУВАЛА... ГОГ ПРИДЕТ НА ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЕВУ" (Иезекииль 38:2-3, 38:18 и далее). Рош упоминается также и в книге Бытие (46:21). Здесь же упомянута и Орда и форме АРД (Бытие 46:21). О ГОГЕ и МАГОГЕ говорит библейский Апокалипсис (20:7).
По мнению некоторых средневековых хронистов Гог и Магог - это готы и монголы. Например, в XIII веке венгры считали, что Гог и Магог - это татары [517], с.174. По сообщению Н.М.Карамзина, название Гог и Магог относилось некоторыми историками к хазарам [362], примечание 90 к тому 1. То есть - к казакам, см. об этом ниже.
С другой стороны, средневековые византийцы были уверены, что в этом месте книги Иезекииля речь идет о РУССКИХ и писали не "князь Рош", а прямо - "князь РОС". Например, Лев Диакон в своей известной Истории, описывая поход великого князя Святослава Киевского на Византию в конце якобы X века, пишет о русских следующее: <<О том, что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, что он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: "Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос">> [465], с.79. Отметим, что Лев Диакон говорит здесь не Рош, а Рос.
А теперь посмотрим на этот же текст в известной Острожской Библии, рис.3.24 и рис.3.25 . И увидим, что там совершенно ясно сказано - КНЯЗЯ РОССКА!
Наша реконструкция очень проста.
1) Под словом РОШ или РОС (РАШ или РАС) имеется в виду РУСЬ. Кстати, в западноевропейском восприятии слово Россия пишется - например, по-английски - как Russia и до сих пор читается как Раша, то есть все тот же Рош.
2) Под именами ГОГ и МАГОГ (а также МГОГ, ГУГ, МГУГ) скрываются все те же русские и татары, образовавшие "Монголию" - Магог, то есть Великую Империю.
3) Под словом МЕШЕХ (МШХ или МСХ) имеется в виду МОСОХ - легендарная личность, по имени которого, как утверждали средневековые авторы, была названа МОСКВА. Так считали многие средневековые авторы.
4) Под словом ФУВАЛ (ТБЛ или ТВЛ) имеется в виду ТОБОЛ в Западной Сибири, за Уралом. Дело в том, что Ф, фита=тэта, может читаться и как Т и как Ф. Кроме того, звук В часто переходит в Б и наоборот из-за двойного прочтения греческой виты = беты. До сих пор Тобол и Иртыш - один из центров казачества. Впрочем, отождествление Фувала русского синодального перевода с Тоболом не нуждается в рассуждении о различном звучании фиты.
Берем английскую Библию и смотрим - как в ней переведено слово Фувал. И с удивлением видим TUBAL, то есть попросту ТОБОЛ! Весь фрагмент из Иезекииля в английском переводе звучит так: "Gog, the land of Magog, the chief prince of Meshech and Tubal" (Ezekiel 38:2), и далее: "O Gog, the chief prince of Meshech and Tubal" (Ezekiel, 38:3). Гог назван "главным князем ( = принцем)" в земле Магога, Мешеха и Тубала (Тобола). CHIEF PRINCE на русский язык переводится в точности как ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ!
Нельзя не обратить внимания и на следующее пикантное обстоятельство. Как мы видим, в каноническом англиканском переводе Библии XIX века (London: British and Foreign Bible Society, Instituted in London, in the Year 1804; appointed to be read in the Churches; printed by Eyre. Spottiswoode) почему-то пропущено имя РОШ! Сравните с нашим русским синодальным переводом.
В чем дело? По-видимому, слово РОШ, то есть Ross по английски, - резануло слух политически грамотному переводчику Библии. Который, несомненно понял - о ком здесь идет речь. А поняв, испугался. Неудивительно, что он предпочел тут же вычеркнуть опасное имя "русских" из канонического библейского текста. Дабы не задавали правоверные англичане XIX века ненужных вопросов - о каких таких русских говорит "древняя" Библия, якобы задолго до Рождества Христова?
Отметим, впрочем, что проявив похвальную бдительность по отношению к имени РОШ, переводчик совершенно зря пропустил, по-видимому, незнакомое ему, но не менее опасное слово ТОБОЛ - Tubal.
И неудивительно. В Англии XIX века далеко не все переводчики знали что-либо о российской Сибири. А знали бы - наверное тут же вычеркнули бы.

...

Цитированное нами место в книге Диакона, в котором вместо Рош прямо сказано РОС, вызывает особенно сильное раздражение у современных комментаторов. Они пишут так. <<В Библии слово Рош является ОШИБКОЙ греческого перевода, ОДНАКО ВИЗАНТИЙЦЫ НЕИЗМЕННО ПОНИМАЛИ ЕГО КАК НАЗВАНИЕ НАРОДА и начиная с пятого века прилагали к различным варварским племенам... Когда в IX веке на исторической арене появились росы, эсхатологическое сознание византийцев немедленно связало их с библейским "Рош"... Текст Иезекииля непосредственно применен к русским в первый раз в житии Василия Нового: "Варварский народ придет сюда на нас свирепо, называемый Рос и Ог и Мог" (Житие Василия Нового, 88-89). Здесь также как и у Льва Диакона библейский текст искажен... Так и родилось слово РОССИЯ. Что же касается ГОГА И МАГОГА, - продолжает комментатор, - то они уже в Апокалипсисе названы НАРОДАМИ (20:7-8). Начиная с Евсевия их на протяжении всего средневековья отождествляли с враждебными племенами. Наиболее распространено было представление о том, что ЭТО СКИФЫ, отчего схоластическое СБЛИЖЕНИЕ С РУСЬЮ ПОЛУЧИЛО ЕЩЕ ОДНО ПОДТВЕРЖДЕНИЕ>> [465], с.211-212.

http://www.chronologia.org/xpon4/03_09.html


Скиф
-= Concordia victoriam gignit =-
 
ЭолДата: Четверг, 11.09.2008, 18.21 | Сообщение # 10
еретик
Группа: Модераторы
Сообщений: 366
Статус: Offline
с Москвой не складывается всё больше мнений что это во-первых финно-угорское название реки от которого произошло название города.Финно-угры были оттеснены или смешались с пришлыми славянами , а назввание осталось

Cкиф
Лучше быть, чем казаться.
 
ЯросветДата: Четверг, 11.09.2008, 22.24 | Сообщение # 11
Страж
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
Тогда уж еще и из торы приводите пример.
Гог и Магог, по другому зовутся народ Маджука.


Нам не нужно много,
Нам нужно всё.
Мы-стражи Жизни.
 
ЭолДата: Пятница, 12.09.2008, 15.19 | Сообщение # 12
еретик
Группа: Модераторы
Сообщений: 366
Статус: Offline
у мусульман тоже Джуки Маджуки , у Яна в книге Чингиз-хан так звали монголов

Cкиф
Лучше быть, чем казаться.
 
степнякДата: Пятница, 12.09.2008, 18.57 | Сообщение # 13
Странник
Группа: Администраторы
Сообщений: 636
Статус: Offline
BlessMaster, при всём уважении гога - это царь-князь, его народ - магога. именно так трактуют библейские тексты.
поэтому готов и монголов исходя из созвучия искать в гоге и магоге - это уже наркология biggrin Наоборот страшный мефический народ магогов видели в любых наступающих степняках. И готовились к концу света каждый раз когда степняки вторгались в европу. Ведь до библейских текстов у авторов были вкачестве примера только скифы. И они их очень боялись. И соответственно поместили в войскосатаны при конце света. И как только с востока приходило что-то такое страшное все кричали и хватались за головы: магоги пришли... Спасибо нашим героическим предкам - довели до истерики библейских пророков cool


Скиф

...а всё что они не услышали - пусть им пропоют наши стрелы.

Кимерийца учат умирать первым. Скифа учат умирать достойно.

Хотим общаться - находим способ ;)

 
степнякДата: Пятница, 12.09.2008, 19.05 | Сообщение # 14
Странник
Группа: Администраторы
Сообщений: 636
Статус: Offline
И маленький всем на будущее совет: даты, блин, выкладывайте =) А то получится у вас, что библейский пророк до нашей эры описывал нашествие войск чингиз-хана biggrin

Скиф

...а всё что они не услышали - пусть им пропоют наши стрелы.

Кимерийца учат умирать первым. Скифа учат умирать достойно.

Хотим общаться - находим способ ;)

 
BlessMasterДата: Вторник, 16.09.2008, 03.27 | Сообщение # 15
Частый гость
Группа: Проверенные
Сообщений: 199
Статус: Offline
степняк, кто трактует именно так? Насколько мне известно, вариантов трактовки текстов Библии - немерянное количество ))

"И маленький всем на будущее совет: даты, блин, выкладывайте =) А то получится у вас, что библейский пророк до нашей эры описывал нашествие войск чингиз-хана"

Даты по чьей версии выкладывать? )))

Приведённый фрагмент текста - из размышлений-реконструкций Фоменко-Носовского по Новой Хронологии.

Средневековые авторы многих античных деятелей считали своими современниками, однако сейчас средневековых авторов объявляют не знающими, в какое время они живут )) Везде, где начинаются интересные моменты в источниках - комментарии в стиле (имеется в виду)

Добавлено (16.09.2008, 02.54)
---------------------------------------------
ПЕЧЕНЕГИ И ПЕРСЫ

Среди самых интересных проблем в истории давно прошедших лет нужно было бы, вне всяких сомнений, поставить проблемы этнические.

Что мы знаем о процессах добровольной и насильственной ассимиляции? Что происходило, например, в Российской империи и в недавнем Советском союзе? Русские ли ассимилировали, скажем, народ мордвы, или же на его территории добровольно ассимилировались им? Язык и несколько внешних признаков культуры ли являются определяющими в национальной идентичности того или иного народа, или же "кровь и плоть", т.е. гены? А, может быть, ни то и ни другое? Как удалось "создать" - уже в ХХ веке и в Европе - несколько "новых наций"?

Искать ответы на эти вопросы куда сложнее, чем задать их; впрочем, мы и не собираемся заниматься ими. Но они должны служить нам предостережением, что даже те поверхностные "национальные данные", которые нам нужно выяснить для понимания произошедших в прошлом событий, весьма деликатны.

Во-первых, вопрос национальной принадлежности уже на протяжении многих сотен лет является не только вопросом политическим, но и объектом наибольших спекуляций. Он - часть политической борьбы "за славное прошлое", а отсюда - за обоснование претензий разного типа: территориальных, стратегических, культурных и т.д.

Во-вторых, в период феодальных отношений в рамках почти любой нации в какой-то момент было несколько независимых друг от друга княжеств; для их обозначения придумывались названия, которые отличались от этнических, тем самым создавая не только основу для будущих манипуляций, а и трудности для историков. Кроме того, зачастую к этническим названиям примешиваются религиозные.

И в-третьих, так как в старых хрониках пишут очень много о войнах, всегда следует учитывать смешанный этнический состав воюющих армий. Чаще всего - как, впрочем, было и в ХХ веке - войны велись в союзе; и, как правило, использовались наемные войска. Это являлось источником неоднозначности в хрониках. Например, если об одной и той же войне в одной хронике написано, что "царь Х напал на страну У", в другой, что "арабы напали на страну У", а в третьей - что "печенеги напали на страну У", то скорее всего это означает, что "царь Х во главе армии из арабов и печенегов напал на страну У". Выводы вроде "хронисты называли арабов печенегами; царь Х являлся царем арабов", которые типичны для современной официальной исторической версии, иногда могут быть ошибочными; например, Х мог нанять отряд печенежских (или арабских) наемников.

Имея в виду все это, мы призываем читателей вкладывать более аморфный и расплывчатый смысл во все анализы и выводы, которые мы делаем здесь по поводу этнического происхождения участников в исторических событиях.

А теперь на очереди - проблема печенегов. И в частности - их исчезновения.

1. Бедные печенеги! Все хотят вывести свое происхождение от древних эллинов, от римлян, от галлов, на худой конец от германцев ... или от славян ... А вот печенегов - как и татаро- монголов! - никто не хочет брать в предков; все отказываются от них.

Почему это так? На самом ли деле они исчезли? Если нет, то кто их потомки? В поисках ответа на эти вопросы обратимся сначала к следующему красочному описанию:

"Восточная страна нынешней Российской Монархии, - пишет Карамзин (КАР т. 1 с. 87 - 89)где текут реки Иртыш, Тобол, Урал, Волга, в продолжение многих столетий ужасала Европу грозным явлением народов, которые один за другим выходили из ее степей обширных, различные, может быть, языком, но сходные характером, образом жизни и свирепостию. Все были кочующие; все питались скотоводством и звериною ловлею: Гунны, Угры, Болгары, Авары, Турки - и все они исчезли в Европе, кроме Угров и Турков. К сим народам принадлежали Узы и Печенеги, единоплеменники Туркоманов: первые, обитая между Волгою и Доном, в соседстве с Печенегами, вытеснили их из степей Саратовских: изгнанники устремились к Западу; овладели Лебедиею; через несколько лет опустошили Бессарабию, Молдавию, Валахию; принудили Угров переселиться оттуда в Паннонию ... сей народ сделался ужасом и бичем соседов ... могли всегда ... опустошать Россию, жечь селения, увозить жен и детей ... Они носили персидскую одежду, и лица их изображали свирепость."

Всего несколько предложений, но сколь они выразительны! Вот они, враги "классической" цивилизации: гунны, угры, болгары, авары и турки! Как точно перечислены их отвратительные качества: свирепые, "опустошители", ужас и бич соседей! Указано и место, откуда все они, как из преисподней, вышли!

Мы процитировали Карамзина, но он потому и является классиком, что добросовестно выразил официальную точку зрения современной ему исторической науки. То, что написал он, было очень близко к тому, что думали и писали многие, почти все в то время. И если попытки "реабилитировать" РУССКУЮ историю закончились в XIX веке неуспехом, то каковы были шансы каких-то там гуннов-печенегов хоть немного скрасить тот мрачный словесный покров, которым их опутали!

Эти старые предрассудки являются наиболее вероятной причиной слабого интереса историков к печенегам.

Однако нужно отметить, что не все считали печенегов дикими и ужасными. В первоисточниках можно встретить и противоположные мнения:

"узы, которые тоже являются скифским племенем и более благородны и многочисленны, чем печенеги ..." (Скилица-Кедрин в ТЕКСТ с. 70-71)

Так кто такие печенеги?

Их имя и дела сверкнули как яркая и относительно кратковременная молния на небосклоне средневековых исторических событий в Юго-Восточной Европе. Они "вступают" на сцену истории во время царствования болгарского царя Симеона Великого. Вытесняя венгров из Бессарабии и болгар из Молдовы, они установили контроль над устьями рек на севере и северо-востоке Черного моря и стали играть активную роль в событиях в регионе. Будучи соседями Болгарии, они упоминаются часто в болгарской истории - иногда как союзники, иногда как соперники, иногда как враги. Источники не оставляют сомнения в том, что печенеги являлись крупной военной силой, с которой считались все их близкие и более удаленные соседи. Есть данные о том, что их было много. Сведения XI века упоминают переселения через Дунай 800,000 печенегов (ВЪЛ с. 153).

Из множества разнообразных, иногда несущественных для национальной идентификации сведений о печенегах выделим следующую группу:

1) Отождествление печенегов с валахами: оно встречается, например, у Блазиуса Клайнера (КЛА с. 177). Этот же факт обнаруживаем и при сравнении хроник Аталиата и Кекавмена: "печенеги" Аталиата (ЗЛА с. 183) названы "валахами" у Кекавмена (ДОК с. 16).

2) В средние века немцы называли жителей Италии валахами (Шмейцель в РАИЧ с. 73-74); сегодняшнее польское наименование итальянцев очень близко к слову "валахи".

3) На территориях, занятых печенегами, говорили на латыни: об этом свидетельствует лично византийский полководец и хронист Кекавмен (ВЪЛ с. 168).

4) Печенеги занимали территории, которые впоследствии (в традиционной хронологии) были под контролем венецианцев: устья рек и окрестные области Северного Причерноморья.

5) Большая часть территорий, занимаемых печенегами, ныне входят в состав Румынии, чье население говорит на языке, близком к итальянскому.

Из всего этого видно, что объективные данные говорят о связи печенегов с населением Аппенинского полуострова, т.е. с современными итальянцами, и даже точнее - с венецианцами.

На фоне этих рассуждений мы приведем анализ самого слова "печенеги" и его синонимов, которые встречаются в документах.

Сначала перечислим формы, в которых эквиваленты термина "печенеги" встречаются в документах. Об этом Карамзин пишет следующее:

"Немецкие летописцы называют их Пеценацами и Пеценегами, Византийские Пацинакитами и Пацинаками, Венгерские Бессенами и Бессами, Польские и Русские Печенегами ..." (КАР1 Прим. с. 94)

В болгарских книгах встречаются формы "печенези" и "баченеци".

Обратим особое внимание и на форму "Pinzenatos", которой пользуется Монах Альберих в своей "Chronica Alberici Monachi" (ЛИБИ11 с. 181).

Итак, при рассмотрении этого материала можно обнаружить следующие особенности:

1. Колебание вокруг первой буквы (или первого звука): б-п. Этот хорошо знакомый феномен наиболее естественно связывается с греческим алфавитом, в котором нет буквы "б", и вместо нее используются буквы p (пи) и b (бета); их читают как "п" и "в". Таким образом, разные варианты записи и прочтения первой буквы "обозначения печенегов" включают "б", "п" и "в".

2. Колебание вокруг ц-ч.

3. Возможное изменения порядка второй и третьей согласных: "н" и "ц" (сравните например пеЦеНаци и piNZenatos).

Вспоминая "правила Отца Паисия", которые разбирали в главе четвертой, попробуем исследовать различные варианты. Имеем:

- из ПЕЦЕНАЦИ получается ПЕНЕЦАЦИ, ВЕНЕЦАЦИ, БЕНЕЦАЦИ;

- из ПЕЧЕНЕЗИ получается ПЕНЕЧЕЗИ, ВЕНЕЧЕЗИ, БЕНЕЧЕЗИ.

Пожалуй, на этом можно было бы закончить. Мы получили НЕ ТОЛЬКО форму "ВЕНЕЦАЦИ" - "ВЕНЕЦИАНЦЫ", но и форму "ВЕНЕЧЕЗИ", которая "звучит" по правилам итальянского языка. Для убедительности покажем и примерные графемы: как могло происходить "разночтение", из-за которого появилась и распространилась, например, форма "печенези" вместо "пенечези". Две возможные траектории прочтения на рис. 9-1 приводят именно к этим двум формам.

Отметим, что близкие названия можно получить и из названий итальянских городов Пьяченца ("пиаченези") и Виченца ("виченези"), расположенных тоже в Северной Италии.

Все эти рассуждения ведут к следующей

ГИПОТЕЗЕ: В некоторых старых документов уроженцев Северовосточной Италии названы печенегами, пацинаками и другими подобными этнонимами.

В ее поддержку можно привести еще много доводов; мы ограничимся одним.

Вот что написано в хронике византийского императора Константина Багрянородного:

"в соседстве с мадьярами живут печенеги, а в горах рядом с ними расположены хорваты." (ЗЛА2 с. 502)

И действительно, к западу от Хорватии и к юго-западу от Венгрии находится Северо-восточная Италия, город Венеция и город Пьяченца.

Перед тем как закончить тему о печенегах, нужно обсудить в общих чертах и связанную с ней проблему об "узах". Официальные исторические теории учат нас, что узы - варварское тюркское племя, чей язык родственен языку печенегов. Вопрос о варварах и турках мы пока отложим, а вот что касается родства языков узов и печенегов - тут нет сомнения, да и первоисточники прямо говорят об этом: языки ГЕНУЕЗОВ и ВЕНЕЦИАНЦЕВ в самом деле являются родственными. Расстояние между Генуей и Венецией - около 200 километров, так что естественно ожидать, что и их одежды похожи друг на друга. И, конечно, узы, точно так же, как и генуэзы, были соперниками, а зачастую и врагами печенегов - венецианцев. Даже поверхностное сравнение обнаруживает, что сложные отношения узы - печенеги очень напоминают тоже непростые отношения между генуэзами и венецианцами.

2. Персы.

Наряду с "печенегами", одним из самых загадочных древних народов являются "персы". Этноним "персы" возникает то и дело в самых неожиданных эпизодах, и интерпретации, которые предлагает нам историческая наука, обычно вызывают ощущение о натяжках, а иногда и прямое недоумение. В то же время его значение для нас является важным, так как принято считать, что "персами" в XI - XV веках называли современных турок.

Опуская подробную критику отдельных случаев идентификации "персов", мы сосредоточим свое внимание на подходе к формулировке одной старой гипотезы.

Нашим отправным пунктом к "проблеме персов" станет имя одного из болгарских владетелей: Пресиан. Так назывался сын царя Ивана Владислава, так назывался и сын царя Ивана Шишмана. В главе второй мы упомянули три его формы, встречающиеся в документах: Пресиан, Прусиан и Фружин (Зонара в ДОК с. 34, ИБ3 с. 422, ЗЛА2).

Подчеркнем, что ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ЭТИХ ТРЕХ ФОРМ всегда принималась без возражений.

Именно эту эквивалентность мы хотим взять за основу наших рассуждений.

А теперь сравним ЗНАЧЕНИЯ слов "прусиан", "фружин" и "пресиан".

Слово "прусиан" означает "прусский", "прусс".

Слово "фружин" означает "фружский", "фруз" (болгарския форма "фръз"); считается, что его смысл - "франкский", "франк".

Но франкское государство - это ГЕРМАНСКОЕ государство на территории Франции; таким образом, в некотором контексте "пруссы" и "франки" могут означать одно и то же.

А если из немецкой записи "PREUSSEN" опустить по очереди U и E, получаем PRESSEN - "прессы" и PRUSSEN - "пруссы". Теперь понятно, что "прессы" и "пруссы" - одно и то же.

Однако к чему все это? С чем может быть связано имя - или прозвище - Прусиан-Пресиан-Фружин? Может быть, кому-то показалось, что он высокий "как прусс", или что у него светлые волосы, или голубые глаза? Какое значение может иметь это?

Может быть, и в самом деле историческая наука с основанием проходит мимо этого "необычного для болгарского средневековья имени", как характеризует его И. Божилов (БОЖ с. 242), оставляя его без должного внимания? К счастью, дошедшие до нас хроники того времени сохранили информацию, которая может помочь нам разобраться откуда взялось имя "Прусиан", а заодно и продвинуться к решению проблемы о "персах".

Отец Прусиана, царь Иван Владислав, вступил на престол необычным образом: он приказал убить своего предшественника - двоюродного брата Гаврила Радомира (Зонара в ДОК с.53-54). Он сделал это потому, что Гаврил Радомир, которого ИНОГДА НАЗЫВАЛИ РОМАНОМ, хотел подчиниться нашественникам. Иными словами, РОМАН хотел подчиниться (а может быть, вступить в союз?) РОМАНАМ - ромеям-римлянам. Однако после смерти Ивана Владислава

"вновь поднимает голову партия, которая хотела мира любой ценой, даже ценою независимости родины. Среди болгарских вельмож и до этого были бояры ... которые выступали за споразумение с Константинополем ... Этой стороне противостояла другая, меньшая, во главе которой были ... храбрый воевода Ивац, и Николица, воевода царя Самуила; а к ней присоединился и князь Фружин, законный наследник царя Ивана Владислава." (Рачки в БЪЛ с. 289)

Если напрямик упоминаются ПАРТИЯ и сторона, противостоящая ей, это говорит О РАЗДВОЕНИИ в болгарской знати. О разных партиях: партии РОМАНА - т.е. РИМЛЯНИНА, и партии сына Ивана Владислава - партии ПРУСИАНА. И о возможном сотрудничестве и союзе с пруссами.

Отметим сразу, что в скалигеровской версии истории XI века, когда шла борьба царя Ивана Владислава против императора Василия II, на Балканах нет никаких пруссов-прессов. Но до этого Василий II (в союзе с сарацинами!) воевал против германского императора Отона в Италии; в старых документах есть упоминания о переговорах болгарских послов с Отоном.

О присутствии пруссов-немцев на Балканах в X-XI веках говорит следующий существенный факт. В войнах против Болгарии одним из наиболее заметных византийских полководцев был Теофилакт Вотаниат. А его имя - в высшей степени любопытное, и оно вызывает много вопросов и гипотез. Мы остановимся только на ЗНАЧЕНИИ имени Вотаниат. Хорошо известно, что Вотан = Один - имя древнеГЕРМАНСКОГО языческого бога. Отмечая попутно, что, по-видимому, оно являлось германским эквивалентом слова "божественный" (или "август"), спросим: откуда взялось это имя? Кто называл Вотаниата этим именем? Не германские ли солдаты в его войске? А может быть, он и сам являлся германцем - пруссом?

Обращаясь к событиям на Балканах в XIV - XV веках и к тогдашним "персам", ограничимся пока единственной деталью: оказывается, в хронике Кантакузена один из предводителей персов назван "Тевдерих", и специалисты считают, что это имя заменяет "Фридрих". Конечно, оно вовсе не является турецким.

С чисто формальной точки зрения следует спросить: не могла ли форма "persi" возникнуть из-за неправильного прочтения слова "presi"? Ответ: Да, и это видно из рис. 9-2.

Сформулируем нашу гипотезу: в некоторых старых византийских и греческих документах пруссы названы ПЕРСАМИ.

Исторические факты подтверждают ее, и сейчас мы в этом убедимся. Для этого приведем еще несколько примеров.

Первый из них связан с сообщением о том, что венгры после поражения в Молдавии от печенегов убежали и построили свой город на границе Персии (КАР т.1 Прим. с. 82). Давайте представим себе: нашественники - печенеги обрушиваются на Молдавию с востока и юго-востока; убегая от них, венгры направляются не на запад и северо-запад, а К НИМ - на восток и юго-восток, и, пройдя БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ, преодолев при этом ГОРЫ КАВКАЗА, строят город недалеко от границы нынешнего Ирана. Понятно, что все это - очень невероятная сказка, а наша гипотеза дает нам возможность выяснить, что на самом деле венгры убежали на север или северо-запад до границ Пруссии.

Второй пример относится к действиям византийского императора Ираклия, который вышел с войском к берегу Дуная для того, чтобы защитить Империю от "персидского" царя Хосроя; просим Читателя взять географическую карту и сравнить на ней расположение Византии, Ирана, Восточной Турции и Пруссии и попытаться сообразить: откуда надвигались на Ираклия персы?

В следующем примере мы коснемся лиц и событий, являющихся очень важными для наших исследований.

Как известно, на всем протяжении XIV века в регионе Балкан действовало много наемных солдат. Например, в войне 1330 года между болгарским царем Михаилом и сербским королем Урошем в болгарском войске участвовали 3000 скифских солдат, а в сербской армии было 1300 немцев. На самом деле в разных источниках эти 1300 немцев названы по-разному: у Никифора Григора говорится о 1000 кельтских всадниках, в анонимной хронике "История королей Дальмации" - о 1300 немцев (МАВ с. 152-153), в многотомной монографии "История Болгарии" эти солдаты названы "1300 каталан" (ИБ3 с. 332). Это разнообразие этнонимов наводит на довольно естественную мысль: в отряде были и немцы, и "кельты", и "каталаны".

Из всех наемных армий начала XIV века самым интересным являлся, несомненно, "каталанский" отряд Роже де Флера. Он появился на территории Византии по просьбе императора Андроника II, который нанял его за плату помогать ему в войне против турок. Никифор Григора пишет, что когда этот отряд приехал на Балканы, он состоял из 2000 солдат, и что по словам Роже де Флера 1000 из них были "кателаны", а другая 1000 - "амогавары" (ГИБИ11, с. 141). Другие источники определяют численность этого отряда равной 3000.

В знак особого расположения Андроник II выдал за Роже замуж свою племянницу Марию, дочь болгарского царя Ивана Асена III. В то же время военные действия каталан были успешными. Но иногда после хорошего начала наступает плохой конец: когда пришла пора расплачиваться за услуги, недовольный византийцами Роже поссорился с ними, а рассерженный его поведением византийский император Михаил приказал убить его.

На первый взгляд это - обыкновенная история о наивном рыцаре и коварном императоре. Однако эти события имели очень серьезные последствия для судеб не только Византии, но и окрестных стран.

Дело в том, что обманутые каталаны вступили в военный союз с турками и стали совершать грабительские походы против Византии и ее соседей, а их военное могущество возрастало все больше и больше. Расцвет этого союза мы рассмотрим позже, а пока остановимся на участии в нем "персов".

Хроники Никифора Григора и Иоанна Кантакузена, которые являются основными первоисточниками о событиях первой половины XIV века в регионе, называют солдат из союзной армии каталан и турок то "персами", то "варварами". Принимая во внимание и то, что кроме них среди участников событий упоминаются и "туркопулы", т.е. турки, приходим к естественному вопросу: кто такие эти персы? Возможно ли, что имя "персы" связано с каталанами? Были ли среди них "пруссы" - немцы?

Эта идея приводит к хорошим результатам. Оказывается, что средневековый хронист Рамон Мунтанер записал в своей хронике подробности о семье Роже де Флера: его отец, Рихард де Флер, служил королям Фридриху и Манфреду (МУН с. 37). Считается, что его настоящая фамилия - Блюм, и так как "блюме" по немецки означает "цветок" и переводится на испанский и италианский как "Флер" и "Фиоре", то его и его сына звали еще и "Флер", и "Фиоре" (МУН с. 101).

Так мы сталкиваемся с важным фактом: имена, фамилии и прозвища в старину ПЕРЕВОДИЛИ с одного языка на другой.

А в случае с отрядом Роже де Флора смешанный этнический состав привел к использованию "разных" на первый взгляд форм имени его командира. По-видимому, солдаты называли его на своем языке: и немцы-персы, и испанцы-каталаны, и, возможно, французы-франки.

А участие в отряде солдат различной национальности стало причиной того, что некоторые авторы хроник видели в солдатах "персов" (и были в некоторой степени правы, так как в отряде были И ПЕРСЫ), другие - "каталан", третьи - франков, четвертые - немцев, и т.д.

Итак, мы привели примеры, объясняющие возможность того, что имя "персы" в старые времена могло иногда означать "пруссы". Это, конечно, не означает, что не было путаницы вокруг похожих наименований "парс", "перс" и др.

Наша гипотеза о персах - не новая. Перед Второй мировой войной немецкие ученые исследовали вопрос о близости между пруссами и "древними персами". Потом эту тему забросили по политическим причинам. Но к ней, по-видимому, придется вернуться.

В заключении вернемся к приведенной в начале этой главы цитате из "Истории" Карамзина, утверждающей, что печенеги и узы "носили персидскую одежду". Наверное, так оно и было в действительности - ведь всего в 150 километров от Венеции и Генуи и поныне говорят на немецком языке...

Добавлено (16.09.2008, 03.01)
---------------------------------------------
Кстати, стоит обратить внимание на участие в боевых действиях ЧЕТЫРНАДЦАТОГО ВЕКА - СКИФОВ.

Также СКИФСКИМ ПЛЕМЕНЕМ называют УЗОВ, так же свободно как и ПЕЧЕНЕГОВ.

Добавлено (16.09.2008, 03.26)
---------------------------------------------
А теперь собственно

АНАХРОНИЗМЫ

[...]

Официальная версия истории создана главным образом на основе старых хроник. Конечно, она учитывает сведения археологии, а также многих других наук. Поэтому очень важно выяснить следующее: как соотносится то, что содержат хроники, с той картиной, что преподносит нам история? Насколько они похожи друг на друга, чем отличаются? Ведь если справедливо подозрение о том, что в официальном "учебнике истории" есть повторение событий, хотя и в различной интерпретации, то ДОЛЖНЫ БЫТЬ АНАХРОНИЗМЫ! Причем именно в тех данных, которые приводятся в основных первоисточниках исторической науки!

"А ведь их нет," - скажет Читатель, - "или почти нет; есть только недовыясненные мелочи, которые встречаются редко." И ошибется! На самом деле их очень много.

Так много, что в традиционной исторической науке даже есть свои "приемы" преодолевать или, точнее, игнорировать их.

Чтобы обосновать это, мы сделаем краткое обозрение, позволяющее охватить масштабы самой проблемы. Мы пойдем двумя путями: сначала рассмотрим и обсудим одну из "классических" хроник, чтобы ознакомиться с количеством и характером анахронизмов, и затем перейдем к обобщающей классификации анахронизмов.

Какую хронику выберем? Для наших целей лучше всего подойдет один из важнейших источников по истории Византии XI века - "Хронография" Михаила Пселла.

Эрудит, знаток и участник в современной ему политической жизни Империи, Пселл создал одно из самых значительных произведений не только византийской, а и всей мировой средневековой историографии, своеобразное по структуре, художественное по стилю, творение подлинного мастера: "Хронографию". Сравнивая ее с произведениями современников, специалист- византолог Я. Любарский приходит к выводу, что несомненно

"... между "Хронографией" и хрониками Малалы или Симеона только то сходство, которое может существовать между шедевром и примитивом, и удивление, которое оно вызывает, сродни удивлению человека, впервые узнающего, что его анатомическое строение мало чем отличается от животных." (ПСЕЛЛ с. 241)

Таким образом, наш выбор не случаен. Мы обратили свое внимание на основное произведение одного из признанных корифеев культурной и общественной жизни XI века. Но не его художественные, литературные и философские аспекты являются объектом нашего интереса. То, что мы хотим перечислить и коротко обсудить - это АНАХРОНИЗМЫ, КОТОРЫЕ СОЗДАЕТ "ПОГРУЖЕНИЕ" "ХРОНОГРАФИИ" В ИСТОРИЧЕСКУЮ КАРТИНУ XI ВЕКА, СОЗДАННУЮ "ОФИЦИАЛЬНЫМ УЧЕБНИКОМ ИСТОРИИ".

Русское издание "Хронографии" содержит 192 страницы основного текста плюс комментарии, отражающие взгляды лучших современных специалистов.

Открываем книгу и начинаем читать с повышенным вниманием. И вот уже на с. 9 встречаем упоминание о чем-то, что не должно существовать:

"В Вавилоне, где искали защиты и, как уже говорилось, обманулись в своих надеждах воины Склира ..." (ПСЕЛЛ с. 9)

Современный комментарий выглядит для непредубежденного читателя весьма необычно:

"Под "Вавилоном" византийские историки чаще всего имеют в виду Багдад. Древний Вавилон к этому времени уже давно лежал в развалинах." (ПСЕЛЛ, Прим. с. 266)

Так мы понимаем, что "разрушенный" Вавилон упоминался часто в византийских хрониках и документах как живой, существующий город; кроме того, можно сделать вывод, что вокруг локализации этого города много неясного для историков.

Неоднократно в "Хронике" заходит речь о персах. Для подтверждения приведем любопытную цитату:

"Поэтому договоров с ним не нарушали тогда ни властитель Египта, ни повелитель персидского воинства, ни Вавилонец ..." (ПСЕЛЛ с. 40)

В современной исторической науке принято, что

"Под персами Пселл имеет в виду турок-сельджуков..." (ПСЕЛЛ, Прим. с. 271)

И что "настоящие античные персы" к томе времени давно канули в небытие.

Но здесь важно обратить внимание еще на одну деталь. Речь идет о категорическом утверждении, что "... Пселл имел в виду ... ".

Непонятно, как могли историки узнать, ЧТО ИМЕЛ ПСЕЛЛ В ВИДУ под "персами"? У самого Пселла нигде такого объяснения нет. Турок-сельджуков имеют в виду ПЕРЕВОДЧИКИ И КОММЕНТАТОРЫ ПСЕЛЛА, И ПРИПИСЫВАТЬ ЭТО ПСЕЛЛУ - НЕПРАВИЛЬНО.

Кроме Вавилона и персов, в "Хронографии" упоминаются как современные Пселлу и "давно исчезнувшие" государства: Ассирия и Парфянское царство. В его произведении люди расплачиваются друг с другом "давно вышедшими из обихода" античными монетами: талантами (ПСЕЛ с. 15), дариками (ПСЕЛ с. 87) и статирами (ПСЕЛ с. 95). Вот пример:

"У сестер были свои пристрастия. У старшей - к грудам золота, которое она не держала при себе и не копила в сокровищнице, а дождем изливала на других, и к индийским ароматическим растениям (особенно к деревьям, сохранявшим естественную влагу, карликовым маслинам и лавру с белоснежными плодами); младшая любила ежедневно получать тысячи золотых дариков, которыми она набивала медные ларцы; и вот, одаривая каждую по их вкусу, севаста умела угодить обеим." (ПСЕЛЛ с. 87)

Перед нами - красочно описанная сплетня: ароматические растения, маслины, золотые дарики ... Кажется, все то, что перечисляет Пселл, можно потрогать руками.

Мы уже знаем, что для исторической школы XIX-XX веков это - "антикизация". Но давайте обратим внимание и на стиль комментариев:

"Дарики - название древней персидской монеты с изображением царя Дария. Пселл, конечно, не имеет в виду персидской монеты. Как обычно, он просто пользуется античными наименованиями." (ПСЕЛ с. 279)

Снова от имени Пселла нас информируют ЧТО ОН-ДЕ ИМЕЛ В ВИДУ. Так как в его произведениях таких объяснений нет, можно понять, что подобные утверждения выражают взгляды официальной исторической школы. Но почему она их НАВЯЗЫВАЕТ одновременно настойчиво и прикрыто, сопровождая словечками типа "конечно", "разумеется" и т.д.? Это создает ощущении о компенсаторном механизме:

ЧЕМ ЯСНЕЕ ОТСУТСТВИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ОБЪЯСНЕНИЙ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО АНАХРОНИЗМА, С ТЕМ БОЛЬШЕЙ ДОЗОЙ КАТЕГОРИЧЕСКОГО ВНУШЕНИЯ К ЧИТАТЕЛЮ ОТПРАВЛЯЕТСЯ ПОСЛАНИЕ, ЧТО АВТОР ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ЧТО-ТО ДРУГОЕ, А НЕ ТО, ЧТО СОДЕРЖИТСЯ В ЕГО СЛОВАХ.

Пожалуй, после ТАКОГО комментария как в последней цитате любопытный студент или аспирант побоится (ведь могут принять за дурака!) не то чтобы настоять, но даже и спросить - а что же, может быть, и в самом деле в те времена пользовались дариками?

Теперь уже нас не может удивить тот факт, что в описаниях Пселла "оживают" античные "гоплиты":

"Однако, вступая в сражение, Василий сжимал ряды по правилам тактики, как бы обносил армию стеной, смыкал войско с конницей, конницу с отрядами, а отряды с гоплитами и никому ни в коем случае не позволял выходить вперед из строев и нарушать строй." (ПСЕЛЛ с. 16)

Казалось бы, рядовое описание военной тактики. Однако и здесь приходится констатировать "античную реминисценцию" (ПСЕЛЛ, Прим. с. 267). На этот раз она дает и ответ на естественный, само собой напрашивающийся вопрос: а может быть, это специфическая особенность чудака Пселла - вставлять античные словечки, т.е. "антикизировать"? Посудите сами:

"Опять обычная у византийских авторов античная реминисценция. Под гоплитами имеются в виду тяжеловооруженные воины." (ПСЕЛЛ, Прим. с. 267)

Слово "обычная" свидетельствует о признании специалистами того, что так называемая "антикизация" - это ПРАВИЛО, а не исключение, и что она является обычным явлением не только в случае Пселла, но и у ВИЗАНТИЙСКИХ АВТОРОВ В ЦЕЛОМ.

Среди средневековых анахронизмов своей экзотикой выделяются религиозные. В главе восьмой мы уже коснулись темы о загадочных жертвоприношениях, совершаемых "православным" архиепископом. Оказывается, что и Пселл попадает в число создателей подобых аномалий. Он рассказывает о том, что военачальник Варда был назначен членом высшего духовенства, т.е. был "введен в церковный клир" (ПСЕЛЛ с. 8). Это вызывает беспокойство у византологов, потому что некоторые из них категорически считают, что

"священнослужителям в Византии вообще запрещалось командование войсками." (ПСЕЛЛ, Прим. с. 265).

Но против этого мнения свидетельствуют данные о том, что в XI веке, примерно во времена Пселла,

"охридский архиепископ Теофилакт располагал военной силой" (ИБ3 с. 44).

Более того, он имел и полномочия судьи (ИБ3 с. 44).

Однако случаи совмещения духовного сана с гражданской и военной властью переносят нас в другую эпоху: по свидетельству Филоктета

"Цари в греческую эпоху были жрецами, судьями и военачальниками." (ФУК с. 441)

Т.е. в V век до Р. Хр. - во времена дариков и гоплитов!

Все эти примеры проясняют общую картину анахронизмов в "Хронографии" Пселла. Мы сделаем в ней последний штрих, используя связанное с "пороховой" темой слово "пирфорос" (ПСЕЛ с. 105), в которое переводчик предлагает вкладывать неясный смысл "огненосный жрец". Что делали эти "пирфорос"? Из "Хроники" Льва Диакона высняется, что они - факлоносцы, сопровождающие армию лакедемонян (ДИА с. 200). У Никиты Хониата читаем, что во время битвы "пирфорос" стояли за рядами сражающихся (ГИБИ11 с. 114). Неужели для того, чтобы освещать поединки? Чтобы солдаты лучше видели врагов?

Что они делали с огнем? Может быть, с "греческим огнем" или с чем-то напоминающим его?

Уделяя специальное внимание анахронизмам, нельзя пройти мимо одного из наиболее ярких: применение пороха. Мы уже затронули его в главе восьмой.

Несомненно, порох является одним из выдающихся изобретений человечества; его первые применения произвели сильное впечатление на современников и не могли остаться без внимания в хрониках и документах. Так как технология его изготовления и применения являлись секретом, естественно ожидать, что упоминания о нем должны быть поверхностными, связанными с громом и молниями, а зачастую со сверхъестественными и религиозными объяснениями.

В традиционной исторической схеме в Европе порох "появляется" в XIV веке, и его почти немедленно применяют в военных целях. Развитие огнестрельного оружия происходит стремительно, стимулируя прогресс нескольких ремесел, которые быстро перерастают в промышленные отрасли. Казалось бы, с его появлением изменился весь мир.

Однако в главе восьмой мы привели цитату из хроники о событиях, которые принято относить к XI веку. В ней достаточно четко описывается применение пороха для разрушения крепостных стен. Как это могло быть?

В целом современная историческая наука отрицает возможность использования пороха ранее XIV века. Основания для этого более чем серьезные, потому что если нажатие на курок или зажигание фитиля - дело нехитрое, то ПРОИЗВОДСТВО достаточных количеств пороха, пушек, орудий и т.д. требует наличия технологий, организации и еще много всего.

Тем не менее есть и другие мнения. Авторы военной монографии АРТ сообщают, что артиллерия использовалась еще в VIII веке. Другие историки осторожно отмечают, что "греческий огонь", изобретенный сирийцем Калиником в 672 году (ВИЗ с. 163-164), представлял собой смесь, очень близкую к пороху (АНГ с. 96).

Насколько близкую? Вот мнение специалистов об этом:

"Эта смесь состояла в основном из серы, селитры и смолы и могла гореть даже в воде ..." (БРИ Прим. с. 231)

Для сравнения: на протяжении столетий порох делали в основном из серы, селитры и древесного угля.

"Греческий огонь" применяли античные греки. Известно, что греческое античное наследие пользовалось большим уважением в арабском мире. По крайней мере, большинство "античных" произведений сохранились до нашего времени благодаря заботливости арабской культуры; мы знаем их из арабских переводов. Но почти 10 веков после "античных греков" в VII веке именно арабы странным образом оказались неподготовленными ко встрече с этим оружием и потерпели поражение от византийцев (АНГ с. 96). Конечно, этот факт выглядит необьяснимо. Возникает естественное ощущение, что военные действия византийцев против арабов, которые принято датировать VII веком и о которых идет речь в АНГ с. 96, должны относиться именно ко времени, когда был изобретен "греческий огонь".

Хотя нас и пытаются убедить, что шаг, или точнее шажок, отделяющий ту смесь, которую сегодня понимают под "греческим огнем", от пороха, так и не был сделан на протяжении около 15 столетий, оказывается, что люди очень хорошо знали что делать с "неизобретенным" порохом. Греческая мифология (скорее всего, ее поздние редакции) вкладывает огнестрельное оружие в руки самого Зевса. Он убивает "перуном", а смысл этого термина, как нам объясняют специалисты, означает громовую стрелу или громовой удар (АПОЛ Прим. с.125). По-видимому, точно так же, как сейчас фантазия людей связывает изобретение лазерного луча с воображаемыми "бластерами" - оружием "сверхлюдей" фантастической литературы, изобретение пороха вызвало представления и мечты о "совершенном" "божественном" оружии. Примечательно и то, что еще в античности люди как будто бы знали, как будет назван порох. Сравните слово "перун" с русским "порох" и со словом "барут", которое употребляется на Балканах и считается турецким. А может быть, более естественно предположить, что слово "перун" возникло именно тогда, когда изобретался порох, и являлось одной из форм его названия?

Конечно, то, что с легкостью удавалось Зевсу, люди пытались повторить. Нам известно имя одного из первых изобретателей огнестрельного оружия: это Салмоней, который "вызывал гром искусственным образом", уподобляя собой Зевса, за что и был убит им (Зевсом) МОЛНИЕЙ (ГИБИ11 с. 114). Печальный конец изобретателя наступил, по-видимому, в результате неудачного эксперимента. Хотя нас и убеждают, что это якобы легенда, судя по всему, скорее всего это быль!

Подобных отрывочных и разрозненных "пороховых" анахронизмов много. Поэтому наряду с преобладающей в современной исторической школе теории о "позднем" появлении пороха в Европе существует и теория об его "более раннем" применении.

Но обе они - как Сцилла и Харобда: каждая вызывает анахронизмы.

Если мы примем "позднюю" теорию, анахронизмами являются все подлинные исторические свидете


Скиф
-= Concordia victoriam gignit =-


Сообщение отредактировал BlessMaster - Вторник, 16.09.2008, 03.20
 
Форум » Скифы » Скифы прошлого » Краткая история Великой Скифии (фрагмент) (Небольшой обзор включающий и этнографическое исследование)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: