Исчезновение сколотов После «публичной порки» Дария Первого Скифы выпали из сферы пристального внимания историков. Во-первых, сами они не предпринимали грандиозных походов (а уж на них и подавно никто не нападал). Во-вторых никого особенно не интересовали внутренние дела скифов, когда Дарий (возможно чтобы реабилитироваться, или же надеясь ещё превзойти славу Кира второго Великого – обезглавленного масагетами) положил начало широко известным греко-персидским войнам: несколько вторжений в Грецию, знаменитое марафонское сражением (12 августа 490 года до н.э.).
Ну а в-третьих у Дария подрастал сын Ксеркс (персидское имя – Хшаяршаи, что переводится как «царь героев»). Взойдя на престол в возрасте 36 лет (в ноябре 486 года до н.э.), он продолжил дело отца с не меньшим энтузиазмом: подавление мятежей (самый крупный из которых – восстание Египта – начался ещё при жизни Дария первого), очередной военный поход в Грецию (Фермопилы, царь Леонид…), в котором в частности «царь героев» приказал «сечь море плетьми и кидать в него цепи», дабы наказать за неугодный царю шторм… В общем, всему тогдашнему «цивилизованному» миру было, мягко говоря, не до скифов.
Единственное, о чём говорят многие как древние, так и современные историки – это то, что в скифском государстве произошли «серьёзные социальные изменения». И ни слова больше. Историки прячутся за этой размытой формулировкой по одной единственной причине: проморгали целый народ. На рубеже 5 и 4-го веков до н.э. исчезают сколоты.
Великая Скифия остаётся на своём месте (даже раширяет своё влияние), но нет ни одного слова ни у одного из историков и летописцев о «царских скифах», датированного 4 веком до н.э.
По прежнему в состав Скифии входят описанные ещё Геродотом «скифы-кочевники», «скифы-пахари», «скифы-земледельцы», алазоны, каллипиды. По прежнему во главе скифского государства стоит царь… с этого момента можно переставать говорить о «скифском государстве» и начинать говорить о «скифском царстве». Сколоты организовали государство, в котором несколько царей (и соответственно - царств), и каждый царь подчиняется выбираемому из числа сколотов (и в случае чего - смещаемому) верховному правителю: так называемая «военная демократия». Государственный строй меняется, превращаясь в привычное нам «царствование».
Есть и другие отличия:
Появляются многочисленные осёдлые поселения, появляется Каменское городище, которое становится центром (столицей) скифского царства. А ведь сколоты, управлявшие скифией гордились отсутствием городов.
Скифия начинает завоевательную экспансию на запад, хотя сколоты несколько веков не предпринимали завоевательных походов.
Появляются «царские курганы» - богатые захоронения знатных скифов. Археологи говорят о расцвете скифской культуру, поскольку в Причерноморье появляется сразу много богатых захоронений, сокровища которых указывают на высокий статус усопших.
Сколоты же хоронили знатных скифов и царей не там, где жили постоянно, а в Герах – городе мёртвых, отыскать который, смеясь, предлагали Дарию. Современные историки считали этот «город мёртвых» вымышленным элементом фольклёра, пока не стали находить такие же богатые «царские курганы» в Сибири.
В общем ситуация выглядит так: как только исчезают поборники соблюдения традиций предков сколоты, оставшиеся скифы начинают строить города, хоронить царей и знатных воинов у себя в Причерноморье; вместо набегов «за добычей», скифы начинают устраивать военные действия с целью захвата территории и расширения границ. Во главе государства встаёт один из царей (превращаясь из районного руководителя в верховного).
Сколоты, или «царские скифы» по Геродоту, самый сильный и могущественный скифский народ, составлявший военное, политическое и культурное ядро Скифии, народ внезапно появившийся в Причерноморье, взбудораживший Азию своими военными походами, народ принёсший с собой «скифскую культуру» и организовавший в Причерноморье государство из разрозненных местных племён – этот народ исчезает из поля зрения историков.
Куда ушли сколоты? Эта тайна и поныне остаётся неразгаданной. Они не были уничтожены каким-либо противником – не было способного на это противника. Они не исчезли как этнос влившись в другую культуру и растворившись в ней – сколоты сами были носителями культуры, в которой растворялись многие другие племена. Они не были свергнуты подчинёнными племенами – сколоты были в военном плане сильнее всех подчинённых племён вместе взятых, да и «гражданская война» в Скифии не осталась бы незамеченной. Не было ни эпидемий, ни природных катаклизмов – напротив климат стал мягче
Сколоты просто «ушли». Куда они ушли и почему - загадка. Есть предположение, что «ушли» они туда же, откуда ранее «пришли» в Причерноморье. Есть предположение, что ушли они по религиозным мотивам. Всё это лишь бездоказательные гипотезы.
Сколоты уходят, Скифия остаётся. Греки и персы, для которых меоты, калипиды и сколоты в общем-то были на одно лицо, не замечают разницы. Современные археологи, исходя из увеличения количества богатых курганов, начинают говорить о расцвете «скифского царства».
Последствия исчезновения «царских скифов» и последующая история "скифского царства"
После «ухода» сколотов все подчинённые им племена оказываются предоставленными сами себе. Большая часть «не царских скифов» по-прежнему объединены в скифское царство. Однако несколько племён восточного побережья Азовского моря (меоты, язаматы, дандарии, синды) в союзе с несколькими городами-полисами (Пантикапей, Феодосия, Фанагория, Горгиппия, Танаис) образовывают Боспорское царство со смешанным населением: скифские племена (самые многочисленные – меоты), греки и скифо-греки (полукровки). Изначально земли по обе стороны Керченского пролива объединились под властью Пантикопея как самого сильного и богатого города, позже земли боспорского царства расширились, включив в себя восточное побережье Азовского моря вплоть до устья Дона, а так же часть побережья Чёрного моря и Кубань (западная половина нынешнего Краснодарского края). Вглубь материка Боспорское царство не расширялось, поскольку боспоряне (благодаря выгодному расположению) богатели на торговле и ремёслах. Входившие в состав боспорского царства скифские племена постепенно становились всё более и более осёдлыми, культура и верования приобретали всё более греческий вид. Спустя несколько веков Боспорское царство стало гораздо более греческим по укладу, нежели скифским. Видимо поэтому, несмотря на прошлое родство, время от времени боспорцы, как и жители других греческих государств Причерноморья, оказывались в даннической зависимости от Скифского царства. Случались и военные походы представителей скифского царства на Боспорское царство.
Вернёмся к скифскому царству. Большая часть покорных сколотам племён сохранила прежний образ жизни, их культура с течением времени претерпела заметно меньше изменений, нежели культура боспорян. Военная сфера, тактика и вооружение так же остались прежними. Несмотря на потерю главного «боевого кулака» (который составляли сколоты, самое сильное племя искусных воинов), скифы остаются весьма сильным противником. Скифское царство начинает расширяться на запад, царь Атей приводит его в 4 веке к пику величия. Население становится более осёдлым, для кочевников устанавливаются «маршруты кочёвки», отклонятся от которых запрещалось. Основной статьёй дохода становится торговля с греческими колониями и самой Грецией:
Царь Атей начал чеканить собственную монету и стремился установить контроль над торговлей причерноморских городов с другими странами. Известно, что городу Византию (будущий Константинополь) Атей отправил угрожающее письмо: «Не вредите моим доходам, чтобы мои кобылицы не пили вашей воды».
Внешняя политика Атея была наступательной и очень активной. Покорив часть фракийских племен, Скифское царство упорно продвигалось на Балканский полуостров.
Власть скифов во Фракии и большое влияние Атея на Балканах не устраивали Македонию. Македния как раз переживала становление и возвышение, поскольку не учавствовала в разорительной войне с персами: когда персидская армия после провала скифского похода Дария и покорения Фракии подошла к границам Македонии, царь этой страны Александр I поспешил заявить о своей покорности и выдал свою сестру замуж за персидского вельможу. В Македонии и Фракии были оставлены персидские гарнизоны и обе эти страны образовали сатрапию под названием Скудра. Впоследствии македонский не раз содействовал персам, сохранив тем самым свою страну от разграблений и разрушений. Но Персия была побеждена, Македония стала независимым государством и оказалась после греко-персидских войн одним из самых сильных государств в Греции. При Филлипе втором Македония уже начинала расширять свои границы, превращаясь в империю. В итоге молодая Македонская Империя и Скифские царство царя Атея соприкоснулись на Балканах, а именно в Фракии. Хитроумный Филипп сделался союзником скифов и даже помог им завоевать племя истриян, однако затем внезапно напал на войско скифов и, как писали древние авторы, одолел кочевников не столько силой, сколько хитростью. Подробности этой битвы, состоявшейся в 339 году до нашей эры, до нас не дошли. Но, видимо, македоняне сумели отрезать скифской коннице все пути к отступлению, и знаменитая, модернизированная царем Филиппом фаланга сумела с помощью своих чудовищных длинных копий опрокинуть строй стреляющих всадников. Царь Атей, которому к тому времени уже исполнилось 90 лет, погиб в этом бою. Правда, вторгшись в ближние скифские пределы, владыка Македонии не обнаружил богатой поживы — ни золота, ни серебра, и предпочел в скором времени вернуться, не дожидаясь, когда враги соберут новое войско, и вполне, видимо, довольствуясь пленниками и табунами скифских кобылиц. Впрочем, сохранить даже эту добычу полностью македонскому правителю было не суждено. Союзники скифов — фракийцы-трибаллы — напали на отступавшую армию, отбили часть трофеев, сам царь Филипп едва избежал плена. Римский писатель Помпоний Мела по этому поводу довольно ехидно заметил: «Некогда два царя, осмелившиеся не покорить Скифию, а только войти в нее, а именно -Дарий и Филипп — с трудом нашли путь оттуда».
Историки полагают, что одержимый планами создания мировой державы Филипп II, готовя поход на Восток, побоялся оставить у себя в тылу сильных и опасных варваров. Если они правы, то главной задачей владыки был захват дунайских переправ, призванный раз и навсегда обезопасить северные границы великой державы.
Впрочем, достичь этой цели коварному Филиппу так и не удалось. В затяжной войне с придунайскими фракийцами-трибаллами он потерпел поражение, и вторжения варваров, в том числе и скифов, на Балканы продолжались всю последующую эпоху.
Спустя восемь лет после гибели Атея произошла повторная встреча скифов с македонянами. Вот как кратко и ёмко пишет об этом римлянин Помпей Трог: «...Зопирион, оставленный Александром Великим в качестве наместника Понта, полагая, что его признают ленивым, если он не совершит никакого предприятия, собрал 30 тысяч войска и пошел войной на скифов, но был уничтожен со всей армией...». Несостоявшийся покоритель скифов осадил Ольвию – греческий город-колонию, жители которого издавна были в союзе со скифами. Осаждённые отправили скифам весть о появлении македонского войска, скифы выступили в поход на помощь союзникам, нашли Зорапиона под стенами города и полностью вырезали македонское войско.
Некоторые современные исследователи полагают, однако, что экспедиция фракийского наместника была вовсе не его личной инициативой, а частью амбициозных планов молодого македонского царя по достижению мирового господства. Она была предпринята в то время, когда сам Александр разгромил основные силы персов и двигался через Иранское нагорье в глубь Азиатского материка. Две македонские армии должны были огнем и мечом пройтись по северу и югу Черного и Каспийского морей и соединиться на территории Средней Азии. Но неудача Зопириона сорвала этот грандиозный проект.
По случаю блестящей победы город Ольвия, осаду которого безуспешно вел незадачливый македонский военачальник, выпустил золотую монету, где наряду с местным богом войны Борисфеном изображено было покрытое славой оружие их союзников — скифов.
Однако после смерти Атея для скифского царства наступает время упадка. Так называемые «скифы» постепенно, хоть и медленно, теряют влияние и в связи с этим пора заговорить о других участниках степной истории – сарматах...
Скифы и Александр Македонский
Прежде чем продолжить повествование о сарматах, остановимся подробнее на эпохе Александра Македонского. Собственно история судьбы и завоеваний Александра весьма объёмна, потому постараюсь кратко обрисовать ситуацию. Филлип 2, македонский царь, воевавший со скифами Атея во Фракии, погибает в театре от руки убийцы. История эта весьма тёмная, поскольку замешано в ней множество влиятельных людей и мало что известно четко. Заколол Филлипа его бывший любовник Павсаний, которого Филлип променял на другого (тоже кстати Павсания, пусть будет «номер два»). Дальше – готовьтесь, чистая Мексика начинается: первый обзывает второго гермофродитом. Второй, не в силах стерпеть такого оскорбления, решает уйти из жизни так чтобы это запомнилось: через несколько дней в битве с царем иллирийцев Плевром закрывает собой Филлипа, принимая на себя смертельный удар.
После чего Аттал, друг погибшего Павсания «номер два», македонский полководец и до кучи дядя Клеопатры (будущей последней жены Филлипа 2), приглашает Павсания «первого» к себе на обед, напаивает до бесчувствия, после чего передаёт в конюшню своим погонщикам для группового изнасилования. Такая вот экстравагантная месть за погибшего друга. Случилось это в 344 году до н.э.
Павсаний «первый» стрелой мчит к Филлипу с обвинениями против Аттала. Филлип нуждается в Аттале как в полководце, потому не наказывает его, но возмещает обиду Павсания: щедро одаривает и приближает к себе, делая одним из почётных телохранителей. Павсаний согласился на повышение, но обиду затаил.
Филлип 2 тем временем решает снова жениться (в восьмой раз) на македонской женщине Клеопатре (племяннице Аттала). Предыдущая и «основная» жена Олимпиада явно не в восторге: если Клеопатра родит наследника, то он, а не её сын Александр станет царём (ибо сама олимпиада – молосская царевна и Александр лишь наполовину македонец). Аттал же наоборот счастлив, на одном пире он даже тостует за будущего наследника, македонца по обеим линиям. «Александр, сын Олимпиады» в ответ на это кидает в него чашу. Филлип хватается за меч… так и убил бы будущего завоевателя, если бы мертвецки пьяный не упал, споткнувшись.
Далее Филлип пытается женить для заключения стратегического союза Арридея (слабоумного сводного брата «Александра, сына Олимпиады» на старшей дочери Пиксадора, персидского сатрапа в Карии. Олимпиада сообщает своему сыну, что Филлип хочет этого слабоумного сделать наследником, и Александр отправляет к Пиксадору Фессала (трагического актёра) с предложением выдать дочь не за слабоумного незаконнорожденного Арридея, а за него, полумакедонского наследника. Филлип узнаёт об этом, ругает «Александра, сына Олимпиады», заковывает в цепи Фессала, а ближайших друзей Александра (Гарпала, Неарха, Эригия и Птолемея) изгоняет из страны. Персидский сатрап разрывает переговоры о свадьбе.
Весной 336 года до н.э. Филлип 2 отправляет Аттала и Пармениона в Азию для подготовительного этапа вторжения. Летом 336 года в канун своего отбытия с главной армией в Азию, Филлип организовывает бракосочетание между ещё одной Клеопатрой (дочерью Олимпиады и Филлипа 2) и ещё одним Александром (царем Эпира, братом Олимпиады и дядей своей невесты). Свадьба брата Олимпиады была для неё политической смертью: теперь Александр из Эпира должен был стать политиком, скрепляющим союз Филлипа и Эпира. То есть шансы «Александра, сына Олимпиады» на наследование престола становятся ещё меньше. А ведь она так долго готовила к этому сына, внушала ему что он вообще даже сын не Филлипа, а самого Зевса…
Теперь добавьте сюда ещё тот факт, что Филлип уже четыре года как собирает общегреческое войско для вторжения в Персидскую империю и Персия соответственно постоянно подсылает шпионов, убийц и дипломатов…
Короче в 336 году во время празднования бракосочетания «Клеопатры дочери Филлипа и Олимпиады» и её дяди «Александра из Эпира» Филлипа убивает Павсаний, отвергнутый и оскорблённый 8 лет назад любовник.
Вторжение Филлипа в Персию сорвано. «Александр сын Олимпиады» становится Александром 3, царем Македонии и получает в своё распоряжение прекрасно обученную и многочисленную профессиональную греческую армию. А отмщёный любовник Павсаний гибнет от рук охраны при попытке к бегству после убийства.
Александр Македонский был воспитан Олимпиадой для великих свершений. Она убедила его что он - сын Зевса, брат Геракла, ребёнок, появиться на свет которому помогала богиня Артемида - кроме того родственник героя Ахилла, также потомок Неоптема (убившего царя Приама во время разграбления Трои).
Потому уже в 334 году до н.э. Александр Македонский вторгается в Персию. Первое крупное сражение – битва при Гарнике. Западная персидская Армия разгромлена, Александр планомерно захватывает западную часть Персидской империи и продвигается на восток. Персидский царь Дарий (очередной, третий уже) готовится к главной битве с Александром и собирает большую армию… Вот тут то и появляются скифы.
В Битве при Иссе Александр впервые «контактирует» со «скифами», которые входят в состав армии Дария на правах наёмников (что это за «скифы» и сколько их там вообще было – точно не известно). Армия Дария состояла практически только из наёмником и насчитывала 400 000 пехотинцев и 100 000 конников. Греки были много меньше числом, но «говорили на одном языке», сражались в одинаковом строю и их оружие (военная реформа Филлипа 2) было гораздо совершеннее персидского. Дарий повержен и бежит на восток. Александр направляется на юг для завоевания Египта.
После возвращения Александра из Египта происходит вторая большая битва Александра и Дария – битва при Гавгамелах. Дарий учёл уроки поражения и провёл реформу: оснастил пехоту более длинными копьями и мечами, создал «боевые колесницы с косами» числом 200 штук против македонской пехоты, пригнал из Индии слонов против кавалерии. В этой битве наёмные скифы входили в состав конницы правого персидского фланга под общим командованием Мазея. Только эти подразделения в персидской армии и показали себя достойно. Боевые персидские колесницы были хладнокровно перебиты македонцами, центр персидского войска подвергся атаке македонской фаланги, на левом фланге персов завязалась кавалерийская мясорубка, слоны оказались бесполезны.
Но на правом фланге персы не только отбили атаку македонцев, но и заставили отступить с большими потерями. Скифский отряд (примерно 1000 всадников) совместно с конницей кадусиев также обошел македонцев с фланга, напав на македонский обоз и ударив по македонской пехоте с тыла. В то время, как левый был фланг персов был наполовину перебит, центр персидской армии дрогнул, а Дарий пустился в бега, скифы в составе правого персидского фланга продолжали громить македонцев. Фактически именно это позволило спастись Дарию, поскольку Александр вынужден был прекратить преследование и вернуться на помощь македонскому левому флангу, чтобы спасти его от разгрома.
В обоих этих битвах упоминается всегда лишь «скифская конница» и не более, без каких бы то ни было уточнений. Впоследствии же хроникёры Александра станут более точны.
Итак, Дарий бежит на восток, где погибает от рук соратников-заговорщиков. Александр захватывает центральную и восточную Персию, двигаясь постепенно на север в закаспийские степи. Там и произойдёт следующий военный контакт Александра со «скифами». Но прежде… По преданию Александра посетила Фалестрида, «царица амазонок». То есть это летописцы (Диодор, Курций, Юстин, Плутарх, Арриан…) её так называли. Мы же можем легко догадаться, что это скорее всего массагетская (читай - сарматская) царица. Она провела в пути около месяца, прибыла к Александру в сопровождении 300 других женщин-воительниц и «объявила, что хочет иметь ребёнка от царя, сына бога». Так об этом греки пишут. Какова же формулировка цели этого визита была на самом деле – точно не известно, но Александр задержал свой поход на месяц, который провёл в обществе Фалестриды.
Александр с армией прибыл в Мараканд (Самарканд в современном Узбекистане), где оставил гарнизон и двинулся к реке Орксант (современная Сырдарья), которую македоняне посчитали Танаисом (Доном): ведь греческий мир – плоский и круглый. Здесь к Александру прибыли послы от абриев и «Европейских скифов», с которыми был заключён договор о дружбе. На южном берегу реки Александр заложил новый город: очередную Александрию (всего разных александрий он около 20 штук основал в разных местах) – «Александрия Эсхат» (Александрия Дальняя). Этот город отождествляется с современным Кухандом (ранее – Ленинабад). Во время закладки города среди прибрежных племён вспыхнул мятеж, во время усмирения которого Александр «был ранен канем в голову и шею», а один из его командиров Кратер «был ранен стрелой».
Тем временем войско «Азиатских скифов» (или иначе – саков) под командованием Спитамена собралось у Орксанта\Танаиса и осадило македонский гарнизон в Мараканде. Александр отправил туда войско под командованием Андромаха, Менедема и Карана а сам взялся за дальнейшее укрепление прибрежной Александрии Дальней. Во время работ по возведению и укреплению города на противоположном берегу постоянно собирались скифы (тоже восточные, то есть саки), которые дразнили македонцев, кричали, что Александр не посмеет схватиться с ними, иначе узнает разницу между скифами и азиатскими варварами. Терпение македонцев кончилось и они попытались переправиться через реку, чтобы наказать дерзких кочевников. Но скифы обстреляли их из своих дальнобойных луков и заставили отступить. Аристандр, «придворный прорицатель» Александра Македонского увидел два неблагоприятных знамения, пророчивших личную угрозу для жизни царя. Но Александр Македонский (он же – «третий», он же – «великий», он же – «завоеватель»), сын Зевса и брат Геракла не мог отступить! Потому впервые в истории македонцы (да и вообще наверно любые воины) переправлялись через реку под прикрытием огня катапульт, отгонявших скифов на безопасное для переправы расстояние. После того как македонское войско, состоящее частично из тяжеловооружённой пехоты, переправилось через Орксант\Танаис и выстроилось в боевой порядок - произошло сражение. Официальные историки и летописцы Александра Македонского пишут о том, что Александр, конечно, на голову разбил скифов и покарал за дерзость, но отступил назад по причине (внимание!) «дизентирии, вызванной питьём плохой воды». Также указывается, что сам царь был доставлен обратно в лагерь в тяжёлом состоянии, что также объясняется этой самой «дезинтерией». Вскоре прибыли скифские послы (видимо от тех «европейских скифов», с которыми ранее был заключён договор о дружбе), которые заявили, что этот инцидент – дело рук «шайки разбойников и грабителей», а скифы в целом тут не при чём. Македонские летописцы тут же истолковали это как проявление слабости. Впрочем в своё время Дарий 1 (птица весьма гордая до встречи со скифами) также ошибочно трактовал знаменитые «дары скифов» в свою пользу. Давайте посмотрим на ситуацию объективно: македонское полупехотное войско переправляется лишь под прикрытием катапульт, после чего «сокрушительно побеждает» скифов, но отступает по причине, пардон, «слабости сфинктера», а сам Александр возвращается победителем, но в тяжёлом состоянии (читай – раненым)? Или же скифы продолжали «притворно отступать» осыпая македонцев стрелами (как всегда и поступали в таких случаях), и Александру пришлось оступить ни с чем (а ещё вернее – с потерями) обратно. В свете таких событий иначе представляются и слова скифских послов: всё, что произошло – это всего лишь «шайка разбойников играбителей», а настоящее скифское войско ты, Александр, ещё не видел… Конечно, можно считать такую версию домыслами, только вот после событий вокруг Мараканда и Александрии Дальней Александр сразу прекращает завоевательный поход на север в прикаспийские степи и объявляет официально, что теперь будет «воевать» Индию.
Что же ещё произошло у Мараканда? Туда, как сказано выше отправилось македонское войско чтобы покарать других скифов, осадивших этот город. При приближении македонян Спитамен снял осаду, отошёл от города и стал поджидать противника. Как только македонцы подошли на близкое расстояние, «скифы» развернулись и пошли в наступление. Македонская пехота вынуждена была перестроиться в квадрат и отступала с потерями, македонская конница пыталась переправиться через реку, но была перебита, когда выходила из воды. Античный автор Аристобул также сообщает, что некоторые скифы спрятались в зарослях и неожиданно напали на македонян в самый разгар боя… В результате после скифского нападения спаслись не более 40 всадников и 300 пехотинцев (это из почти трёхтысячного войска), а Спитамен со скифами спокойно вернулся обратно и снова осадил Мараканд.
А теперь найдите отличия. Отличия вот в чём: у войска Александра были катапульты, у войска посланного на подмогу Мараканду – не было. Войско Александра «возвратилось назад», войско подмоги Мараканду было перебито. Ведь под прикрытием катапульт можно переправляться не только для наступления, но и в обратном направлении.
Александр, узнав об уничтожении войска собирает все имеющиеся у него войска и проходит маршем 185 миль за три дня, желая в очередной (третий по счёту) покарать скифов. Скифы Спитамена (другая «шайка разбойников и грабителей») снимают осаду с Мараканда и отступают. Естественно никаких скифов он не встретил, после чего разделил свою армию на самостоятельные отряды под руководством доверенных командиров (Гефестион, Птолемей, Пердикка, Кен, Артабаз) и стал рыскать в долине реки Окса и по согдианской округе, уничтожая очаги сопротивления, а проще говоря – вымещая свой гнев на всех, кто подвернётся. Местные племена, будучи заподозрены в лояльности к скифам уничтожались. Один из греческих авторов об этом проговорился напрямую: «когда Спитамен бежал в страхе, Александр не настигнув его выместил свой гнев на местных жителях, поддержавших скифов. Все они были убиты». Они – это местные жители, а не «бежавшие в страхе» скифы.
Спитамен же со своими «скифами» (которых некоторые македонцы-летописцы всё таки называют массагетами) тем временем продолжал набеги и грабежи, даже захватил один из македонских приграничных гарнизонов. Численность отряда Спитамена видимо была невелика: она не указывается македонцами, но есть косвенный показатель: македонский отряд примерно в 100 человек сумел отбить у них награбленную добычу. Правда после этот отряд попал в засаду и почти полностью полёг. Тогда за Спитаменом в погоню устремился Кратер (командир македонской конницы) и настиг отряд Спитамена с повторно награбленной добычей. Часть массагетов бросила награбленное и скрылась в степи, те же, кто пожадничал и не успел отступить были перебиты македонской конницей. Так или иначе Спитамен остался без своей «шайки», потому набрал новую из числа «бедных скифов» (читай – саков), скитавшихся в окрестностях Габы (на границе Согдианы и владений Массагетов) и вновь напал на македонский отряд, зимовавший в Согдиане под командованием Кена, но потерпел поражение… В итоге приказ изловить во чтобы то ни стало этого самого Спитамена получили командиры всех македонских отрядов, рыскавших по Согдиане.
Спитамен был массагетским (сарматским) вожаком, и у него была массагетская жена, которой порядком поднадоели эти мужнины пограничные авантюры. Поднадоели настолько, что она в конце концов умертвила мужа: дождалась когда он после пира уснёт, обнажила меч да и отсекла буйную голову Спитамена. По преданию она якобы даже явилась в забрызганном кровью мужа одеянии вместе с головой мужа пред ясны очи Александра Македонского. Вся македонская армия ловила этого неспокойного массагета по Согдиане, а убила его массагетская женщина…
В общем пребывание в окрестностях реки Орксант\Танаис порядком расшатало нервы сына Зевса: македонский царь, не знавший ранее поражений, уткнулся в массагетов и никак не мог продолжить завоевательный поход на север, постоянно вспыхивали бунты, через границу захаживали «шайки» для «грабежа». Даже придворные летописцы со всё большим трудом описывали очередные «великие победы»: царь всё побеждал и побеждал массагетов, а до конца победить никак не мог. Александр впервые был так раздражён и разгневан, о чём говорит ещё один эпизод: в Мараканде на одной из попоек произошёл конфликт между Александром и Клитом (македонский командира, спасший Александра в битве при Гарнике от меча Спитридата, сатрапа Ионии и Лидии; сестра Клита Ланика была нянькой Александра в детстве): Клит высмеивал и критиковал тягу Александра к персидским обычаям и его растущее непомерное тщеславие. Тогда Александр в порыве пьяного гнева схватил копьё и метнул в Клита, пронзив его насквозь. А когда понял что натворил – попытался убить себя (телохранители не дали), а затем рыдая удалился, снова и снова называя себя убийцей друзей, впал в депрессию, и три дня не прикасался к еде и питью, так что «лежал почти бездыханный, испуская лишь тихие стоны». Вылечил его лишь придворный прорицатель, который сказал, что «такова была воля богов и вины Александра в том нет»…
После всего этого летом 328 года до н.э. к Александру снова прибыли скифские послы в сопровождении царя «хорасмиев» (хорезмийцев) по имени Фарасман. Скифские послы ехидно поинтересовались, не нужен ли Александру проводник для дальнейшего следования с армией к Чёрному морю. Потому как если нужен – вот Фарасман вызвался, готов проводить. А то мало ли какие ещё «шайки разбойников и грабителей» встретятся. На что Александр угрюмо ответил отказом, заявив, что теперь его мысли заняты исключительно Индией: Вот как покорю Индию – вернусь в Грецию и если приспичит – пойду экспедицией на Черное море оттуда. Македонские летописцы, понятное дело, окружают предложение скифов аурой унижения и смирения (ведь по их версии Александр лично «карал» скифов аж два раза и вообще перебил бы всех, кабы не дизентерия), а отказ македонского царя – величественной аурой милосердия: живите мол, так уж и быть, а я в Индию пойду. Но вот только после этого посольства Александр дождался подкрепления из Греции в размере 19 000 человек (включая конницу) и двинул войско на юг в Бактрию, которая весной 327 года стала сборным пунктом для македонского вторжения в Индию.
И если посмотреть на глобальную карту походов Александра, то видно, что дойдя до земель массагетов македонская армия развернулась и ушла в обратную сторону…