1. Ну, решение проблем, это так же как ремонт - нельзя закончить, можно только приостановить 2.1. Суть коррупции в том, что те, кто должен отфильтровывать склонных к коррупции людей - не делают этого, поскольку сами коррумпированы. Поменять всех и сразу не получится - на кого? К тому же сохранив неизменной систему, это лишь вопрос недолгого времени, чтобы всё вернулось на круги своя - система стремится к равновесию и это равновесия явно не там, где мы хотим..
2.2. Чтобы воспитать - нужно тотальное влияние на всё население - кому доверим? Без тотального влияния - одна паршивая овца всё стадо портит... Люди обладают разной степенью склонности поддаваться соблазнам - социум и биологическая популяция всегда стремятся к определённому разнообразию ради увеличения вероятности выживания, а значит все не станут красавчиками и святыми как на подбор, да и критерий нормы у каждого человека варьируется. Можно говорить только о среднестатистическом показателе, но ведь достаточно 10% людей с низким этическим показателем, чтобы создать то самое коррумпированное государство и систему тотального контроля.
3. Лёгкий - это получение выгоды в обход правил - насколько бы ни были высоки моральные установки большинства - кто-то обязательно нарушит правила и возьмёт всё под контроль, в то время как окружающие будут честно трудиться, если система позволяет такой захват власти. Сейчас к изменению тенденции нет, этический показатель большинства - невысок. И определённые, довольно-таки мощные структуры заинтересованы в сохранении ситуации и будут прикладывать к этому немало усилий.
4.1. У лидера всегда есть конкуренты - он не может охватить всё на 100%. С ростом объёма монолитной структуры ухудшается качество управления и теряются оперативность принятия решений и контроля ситуации - значит возникнет маленький да удаленький конкурент, если все играют по правилам. Суть в том, чтобы разделить сферы: компании занимающиеся дорогами не должны заниматься связью, а связь в свою очередь не занимается производством пользовательского оборудования - теряется возможность сливать капитал в крупные корпорации. Силовые структуры отделяем от торговых, торговые от научных - каждый должен заниматься своим делом, а не подгребать рынок.
4.2. Всё население планеты, но не в виде монолитной массы. Жильцы одного дома не должны зависеть от жильцов соседнего в вопросе ремонта подъездов. А вот в вопросе ремонта проезжей части мало интересно мнение пешеходов, в то время как комплектация парка общественного транспорта с разных аспектов может волновать и первых и вторых.
4.3. Делегаты. Очень интересная тема. До сих пор была практика делегировать одним пакетом все полномочия населения группе людей. Но почему именно так? Почему бы не разделить по сферам в которых делегаты компетентны? Для принятия решения собирается совет из трёх представителей, каждый из которых не должен представлять голоса более сорока процентов избирателей с учётом уровней интересов (упоминавшиеся выше "дома", "улицы", например или другие заинтересованные сообщества). Любое принимаемое решение должно предварятся экспертным анализом ситуации - без ограничения количества экспертов, в расчёт принимается не количество голосов, а лишь найденные аргументы и последующей оценкой принятого решения на основании этих аргументов. Возможно, в системе подобной обработки управленческих и законодательных решений можно будет частично отказаться от делегатов вообще. К тому же стоит упомянуть о возрастающей роли электроники в нашей жизни, позволяющей ускорить многие процедуры, например, передавая свой голос делегату лишь в случае, если сам избиратель не принял участия в решении.
Система ценностей избирателя в такой системе будет играть значительно большую роль, чем комплексное делегирование полномочий человеку, о котором ничего не знаешь, кроме рекламы по телевизору и того, что у него хватило денег на участие в выборах.
Попробую проиллюстрировать механизм предподготовки решений всеми желающими экспертами. Допустим, перед некоторым сообществом стоит вопрос закупки программного обеспечения - а именно операционной системы. Традиционно большинство людей "разбирающихся" в вопросе фанатично отстаивают ту или иную систему, не имея опыта работы с конкурирующим продуктом или для себя принявших компромисс (который не обязательно удобен другому человеку). Если полностью делегировать выбор, то можно получить случайное решение - в зависимости от того, как распределился выбор. Однако все желающие эксперты могут предложить набор характеристик, по которым систему можно оценить: стоимость покупки, стоимость поддержки, стоимость эксплуатации, качество поддержки, стабильность работы системы, стоимость и сложность дообучения, наличие или отсутствие тех или иных возможностей. И после этого выбор переходит к самим заинтересованным людям, которые полученную информацию сопоставляют с тем, что у них уже есть, но чего делегаты могли бы и не знать или проигнорировать, лоббируя интересы третьих лиц. Например, человек имеет определённый опыт работы с одной из систем и ему не нужно доучиваться или у него слабое оборудование, а одна из систем значительно требовательнее. Пройдясь по всем заготовленным параметрам оценки, человек или сообщество могут более эффективно самостоятельно принять решение касающееся именно их, руководствуясь не рекламой, а разносторонней оценкой (это так же к вопросу о монополизме - каждый участник рынка может предоставить своих экспертов, знающих сильные стороны своего продукта или слабые - конкурента). Эту систему можно уточнять. Роль же делегатов вижу в принятии решений по менее важным для людей вопросам - ведь все не смогут всегда по всем вопросам принимать решения, но могут частично управлять ими создавая чёрные или белые списки, набор важных критериев и т.п. Точно так же с ремонтом домов, с ремонтом дорог - у компании есть портфолио, у журналистов есть скандальная информация - о том, где текли краны после ремонта и осыпалась штукатурка, а кроме того - ответственность за ложную информацию ))
Свободный рынок - это не зер гут. Рынок должен быть лимитируемым, но не жёстко управляемым. А система должна быть прозрачной. В такой системе роль экспертов возрастёт, и решения будут приниматься более меритократически